|
|
N°29, 21 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кто не с ними -- тот против них
Очередные безуспешные попытки правых объединиться, явленные нам на минувшей неделе, заставляют задуматься о том, можно ли в принципе создать в сегодняшней России эффективную оппозицию. В данный исторический момент единственным возможным вариантом более-менее эффективной оппозиции кажется широкая внеидеологическая коалиция разнородных политических сил. Тактический союз против общего противника, действующей власти, по принципу "кто не с ними -- тот против них".
Правым с правыми и левым с левыми сейчас объединяться совершенно бессмысленно. По крайней мере, по двум причинам.
Причина первая: в России нет четко выраженной левой, правой или даже центристской власти. Монетизация льгот по сути (а не по способам и "лоскутности" ее проведения) -- совершенно либеральная реформа, которая вполне может устраивать классических правых "западного" толка. Дело ЮКОСа с уже случившейся национализацией его главного актива -- "Юганскнефтегаза", как и резкое усиление давления власти на бизнес, -- несомненно левая политика, которая должна нравиться коммунистам. При этом никакой оппозиции -- ни правой, ни левой -- по определению не может нравиться очевидный зажим легальной политической деятельности -- от создания абсолютно карманного федерального парламента до отмены прямых выборов губернаторов.
Вторая причина: при силе административного ресурса действующей власти и реальных рейтингах как правых, так и левых оппозиционных партий, у них по отдельности или даже в идеологически родственных блоках нет ни малейших шансов на приход к власти легальным путем. А любые формы революций в России ни к чему хорошему не приводили.
В такой ситуации, несмотря на более чем вероятную угрозу последующего раскола, оппозиционерам необходимо формировать некую временную единую политическую силу, которая будет объединять всех недовольных нынешней российской властью. Главные проблемы такого объединения -- поиск хотя бы одной глобальной объединительной идеи, которая могла бы на время примирить идеологических антагонистов и одного или нескольких лидеров, которые смогли бы стать лицом новой реальной российской оппозиции.
С объединяющей идеей дело обстоит гораздо проще, чем кажется. Ею вполне может стать защита базовых положений действующей Конституции России. Несомненно, все без исключения оппозиционные политические силы в России заинтересованы, чтобы в стране строго в конституционные сроки состоялись максимально честные парламентские и президентские выборы. И чтобы действующая власть не переписала Конституцию ради сохранения "статус-кво" после истечения конституционных полномочий президента. К тому же в Конституции прописаны базовые социальные обязательства государства, нарушением которых в сознании людей несомненно стала монетизация льгот.
Намного тяжелее найти реальных лидеров эффективной объединенной внеидеологической оппозиции. Ни у правых, ни у левых пока нет харизматических фигур, готовых вести публичную политическую деятельность без оглядки на Кремль. Но если правые и идеологически близкая им элита крупного бизнеса, равно как и левые вместе с идеологически близкими им независимыми профсоюзами, не найдут таких лидеров, вся оппозиция будет жить на интеллигентских кухнях или в хулиганских выходках уличного, "лимоновского" толка.
Между тем нынешняя российская власть едва ли оставит попытки конструирования карманной оппозиции. Поскольку, ликвидировав значительную часть демократических процедур публичной политики и выстраивая пресловутую вертикаль, верховная власть тем самым взяла всю полноту ответственности за происходящее в стране на себя. Разделить эту ответственность президент в нынешней конструкции власти может лишь с правительством и -- в гораздо меньшей степени --с "Единой Россией", отсутствие идеологии у которой и есть точное отражение отсутствия идеологии у самой власти.
Но карманная оппозиция для власти все равно бессмысленна -- такая оппозиция не сможет ни разделить с властью ответственность, ни канализировать народный протест. Поэтому сильная "некремлевская оппозиция" в итоге выгоднее и самой власти -- в рамках конституционных процедур у власти есть шанс остаться. Если же власть будет пытаться сохранить себя путем дальнейшего закручивания гаек и переписывания Конституции под себя, вероятность революционного варианта смены хозяев страны резко возрастает. Такой вариант одинаково невыгоден как власти, так и большинству российского населения.
Семен Новопрудский