|
|
N°123, 13 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Атомные весы Фемиды
Акционерам Конверсбанка не дают собраться
Схватка бульдогов под ковром за финансовые потоки Минатома грозит обернуться нескончаемыми судебными тяжбами. Конверсбанк, на поглощение которого претендует МДМ-банк, не смог вчера завершить годовое собрание акционеров, начавшееся еще 22 июня. Проводить собрание запретил Кемеровский райсуд в обеспечение жалобы Татьяны Николаенко -- частного акционера Конверсбанка. Наблюдатели полагают, что за г-жой Нестеренко стоит Альфа-банк, не желающий отдавать атомные счета конкурентам. Крупные акционеры Конверсбанка теперь попытаются перехитрить оппонентов, созвав внеочередное собрание. По мнению специалистов по корпоративному праву, юристам «Конверса» придется еще доказать, что они не даром едят свой хлеб.
Передел атомных денег (годовой оборот отрасли оценивается в 3 млрд долл.) начался осенью прошлого года, когда председатель правления и фактический владелец МДМ-банка Андрей Мельниченко возглавил «Конверс» и взял курс на слияние двух банков. Благодаря поддержке атомного министра Евгения Адамова г-н Мельниченко преуспел в своих начинаниях: с ноября 2000 года по июнь 2001 года доля «Конверса» в атомном «пироге» выросла с 25 до 60%. Больнее всего передел ударил по Альфа-банку.
Планы МДМ были поставлены под вопрос после того, как президент отправил г-на Адамова в отставку и назначил на его место Александра Румянцева. Чиновники Минатома заговорили о том, что не стоит складывать все яйца в одну корзину. Беспроигрышную позицию занял и Альфа-банк, заявивший, что атомные деньги следует распределять не на основе закулисных договоренностей, а путем открытых тендеров.
Очередной раунд схватки развернулся на годовом собрании акционеров «Конверса» 22 июня (см. «Время новостей» от 26 июня). По версии менеджмента банка, собрание пришлось перенести на 12 июля, поскольку подведомственные Минатому акционеры не успели договориться о том, кого они будут поддерживать при избрании в наблюдательный совет. По другой версии, собрание должно было одобрить вхождение в состав акционеров МДМ-банка с 0,02% акций. Это позволило бы г-ну Мельниченко выкупить акции дополнительной эмиссии «Конверса», которая должна завершиться до 1 августа.
Источники нашей газеты в Конверсбанке уверяют, что гг. Румянцев и Мельниченко договорились о некоем компромиссе, который должен был материализоваться 12 июля. Но тут в дело вмешалась российская Фемида. Частный акционер «Конверса» Татьяна Нестеренко подала в Кемеровский центральный районный суд жалобу на ЗАО «Конверсбанк». Позавчера в банк принесли исполнительный лист с запретом на проведение собрания.
Вчера акционерам не осталось ничего иного, как разойтись. Юристы банка склоняются к мысли, что выходом из ситуации может стать внеочередное собрание, созванное по требованию одного из акционеров.
Специалисты по корпоративному праву считают решение кемеровского судьи по меньшей мере сомнительным. Данила Ионов из юридической фирмы White & Case полагает, что адвокаты Конверсбанка должны оспорить решение суда, поскольку на проведение внеочередного собрания тоже может быть наложен запрет. «У нас, конечно, не прецедентное право, но судьи все же прислушиваются к мнению друг друга», -- говорит он.
Глава компании «Минфин» Александр Волков подсказывает юристам «Конверса» другой выход из ситуации. «Когда нам мешали проводить внеочередные собрания, мы оповещали акционеров о том, что с 10-го по 20-е число такого-то месяца мы собираемся провести 150 внеочередных собраний с разными повестками дня, -- вспоминает он. -- Возможно, у оппонентов «Конверса» просто не хватит денег и терпения на рассылку 150 исполнительных листов».
Владимир ФЕДОРИН