В минувшую субботу в два часа дня жюри Берлинале, возглавляемое Роландом Эммерихом, вышло на итоговую пресс-конференцию, чтобы сообщить о победе южноафриканского фильма-оперы «Кармен из Хаелитшы» Марка Дорнфорда-Мэя. Решения жюри были встречены собравшейся прессой с энтузиазмом. Лишь раз раздался недовольный свист, когда было объявлено о присуждении приза за лучшую мужскую роль дебютанту Лу Тэйлору Пуччи, сыгравшему в «Сосунке» клипмейкера Майка Миллза. Но не мог же голливудский режиссер Эммерих оставить американцев совсем без призов.
О фильме-победителе наша газета уже писала. Повторимся: «Кармен из Хаелитшы» -- картина очень симпатичная и обаятельная, хотя и несколько маргинальная по жанру. Согласитесь, фильмы-оперы (арии Бизе пропеты на языке одного из местных племен) не часто оказываются в центре внимания. Но соединение классического музыкального материала с неотразимой фактурой и природным оптимизмом чернокожих исполнителей на фоне живописных южноафриканских трущоб произвело на жюри неизгладимое впечатление. «Это такое необычное сочетание, -- сказала в блиц-интервью вашему корреспонденту член жюри Франка Потенте («Беги, Лола, беги»). -- Фильм оказался успешен на многих уровнях: это трогательная история, рассказанная необычным и изобретательным языком. Все члены жюри довольны выбором. Часто работать в фестивальных жюри бывает мучительно тяжело, а в Берлине это был сплошной праздник». «У нас не было никаких споров и расхождений, -- вторит ей председатель жюри Роланд Эммерих. -- Африканская «Кармен» оказалась самым свежим фильмом фестиваля».
Но не стоит упрекать жюри в простодушии: ведь два приза оно отдало «Капризному облачку» тайваньца Цая Мин-ляна, самой авторской,
оригинальной и смелой работе из всего берлинского конкурса. «Облачку» присудили приз имени основателя Берлинале Альфреда Бауэра, по традиции вручаемый фильму, который «открывает новое направление для искусства кино». Также Цай Мин-лян удостоился «Серебряного медведя» за сценарий фильма с формулировкой «за исключительный художественный вклад».
Было совершенно очевидно, что без призов не останется «Софи Шолль: Последние дни», лучшая из немецких конкурсных картин, посвященная героине немецкого сопротивления. Так и получилось: приз за режиссуру -- у Марка Ротмунда, а за лучшую женскую роль -- у Юлии Йенч. Фильм француза Жака Одьяра «Мое сердце биться перестало» отмечен «Серебряным медведем» за музыку. Гран-при жюри («Серебряный медведь») достался китайской семейной драме «Павлин», режиссерскому дебюту известного оператора Гу Чанвея. Мощная драма о палестинских смертниках «Рай сейчас» Хани Абу-Ассада получила награду «Голубой ангел», присуждаемую лучшему европейскому фильму конкурса (картину палестинского режиссера продюсировали Нидерланды, Франция и Германия). Приз Ассоциации международной критики ФИПРЕССИ предсказуемо вручен все тому же Цаю Мин-ляну, хотя, по слухам, его перевес над «Солнцем» Александра Сокурова составил всего лишь один голос.
То обстоятельство, что фильм Сокурова остался вообще без фестивальных призов, комментирует один из продюсеров «Солнца», гендиректор канала СТС Александр Роднянский: «Решение полностью соответствует составу жюри фестиваля. Ключевой является фигура председателя. Было бы странно, если бы Роланд Эммерих, режиссер «Годзиллы» и «Дня независимости», оказался среди поклонников фильма Александра Сокурова «Солнце». Откровенно скажу, это ужасное разочарование, и прежде всего для режиссера фильма. Понятное дело, что фестиваль не спортивные соревнования, но у всех, кто связан с картиной, от актеров до продюсеров, возникает ощущение по меньшей мере предельной субъективности жюри».
От себя же добавлю, что голливудский бэкграунд не помешал Эммериху отдать два приза «Капризному облачку» Цая Мин-ляна, да и на поддержку членов жюри Ингеборги Дапкунайте и украинского сценариста Андрея Куркова Сокуров в принципе мог рассчитывать. Так что дело, наверное, все-таки не в составе судей. Просто наши представления о том, что может оказаться актуальным и востребованным в современном фестивальном контексте, мягко говоря, плохо сочетаются с реальностью. Не было бы напрасных и совершенно, на мой взгляд, необоснованных надежд по поводу «Солнца», не было бы и субботнего разочарования.