Время новостей
     N°29, 21 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  21.02.2005
Действительно -- кино
23 февраля в Москве начнется необычный кинофестиваль
Необычным Фестиваль действительного кино «Кинотеатр. DOC.» можно считать из-за того, что проводит его театр -- «Театр.DOC.» -- независимое и негосударственное объединение театральных людей, у которого есть руководители: Михаил Угаров и Елена Гремина, -- но которое включает в себя большую и вполне пеструю компанию театральной молодежи, сочиняющей спектакли в документальной технике. То есть имеющие в основе реальные истории, записанную на магнитофон речь и тех героев, которых мы можем встретить на улице. В этом театре добровольно отказываются от богатого арсенала искусства: образности, метафоричности, фантазии, -- чтобы аскетичным самоограничением очистить свои представления о жизни от штампов. Свой третий день рождения этот довольно уже популярный театр решил отметить, пригласив к себе в гости другой вид искусства -- кино, документальное и игровое, но близкое по духу, то есть предпочитающее не сильно отдаляться от реальности.

В программе фестиваля более 50 картин, снятых профессионалами, студентами, любителями, представителями смежных профессий.

С появлением новых цифровых технологий кинематограф приобрел не только необыкновенные возможности в демонстрации трюков, но и такое качество, о котором и не мечтал: личную свободу и независимость автора. Человек с цифровой камерой не слишком зависит ни от бюджета (фильм можно снять на собственные сбережения), ни от освещения, ни от качества пленки, ни от капризов съемочной группы. Конечно, тут неизбежны потери: то кино, классические образцы которого до сих пор бросают в дрожь восторга киноманов, пока так просто не снимешь. Зато появились и достоинства: можно заниматься наблюдением бесконечно долго, дожидаясь, пока натура проявит себя неизвестным доселе способом, можно подойти столь близко, что присутствие камеры перестает быть заметным, можно сделаться невидимым свидетелем и только при монтаже проявить свои художественные амбиции, создавая связные истории из многочасовых записей...

Можно написать сценарий, позвать своих друзей и без павильонов, декораций и сложных эффектов снять именно ту историю, которую хочешь. В общем, можно пробовать реальность и выстраивать свои отношения с ней разными способами.

Программа фестиваля поделена на несколько условных тематических блоков: «Война», «Женщины», «Работа», «Дом»...

Поскольку открывается он в День защитника Отечества, первыми будут показаны фильмы о войне и армии. Это «Мирная жизнь» Павла Костомарова и Антуана Каттина, в которой состояние войны показано через адаптацию двух чеченцев, старого и молодого, к жизни в русской сельской глубинке; «Сука» Игоря Волошина -- про будничный день на чеченской войне; «Чистый четверг» Александра Расторгуева -- о тех, кто составляет плоть, пушечное мясо войны; «Отпуск по ранению» Павла Рогозина и Ольги Гуданец -- реальный портрет контрактника, спецназовца, героя нынешних сериалов.

Другие названия объединяют фильмы довольно разные. Например, в блок «Работа» попали истории о социальном работнике в США, ухаживающем за впавшим в маразм стариком («Санитар» Юрия Лонкова); о шахтерах, ради заработка во время отпуска забивающих оленей («Отпуск в ноябре» Павла Медведева); об учителе математики, специфическим образом воспитывающем своих подопечных («Дорогой Маркович» Виталия Брынцева); о сельском священнике, ругающемся с попадьей и старающемся отделить сакральное от бытового в буднях русской деревни («Поп и приход» Владимира Чутко, Сергея Карандышева); или о добровольных экскурсоводах на кладбище («Че было, то было» Ирины Волковой). В блоке «Выбор» собраны картины о современных молодых людях -- от членов партии Лимонова («Да, смерть» Алены Полуниной) или выдвинувшего свою кандидатуру на выборах мэра рок-музыканта («Внутренний джихад» Никита Сутырин) до увлеченного ролевыми играми юноши («Доблестный рыцарь» Артура Анаяна). В программе «Женщины» представлены картины, рассказывающие о рождении ребенка у молодой бездомной пары («Мамочки» Александра Расторгуева), о пьяных ссорах матери и дочери, мучающих друг друга («Жильцы» Ильи Сергеева), о восьмилетней девочке, брошенной матерью, но все еще ее любящей («Жди» Сергея Басенко), а также -- так получилось -- сразу две истории о транссексуалах: женщине, родившейся мужчиной, сменившей пол после операции, но так и оставшейся жить в родном селе («Я -- женщина» Натальи Журавлевой), и юноше, который на самом деле девушка и только мечтает изменить жизнь («Ее игра» Ольги Фадеевой).

В программе сознательно не разделены игровые и документальные картины, совместно создающие некое общее пространство современного мира. В игровых фильмах заняты непрофессиональные или неизвестные актеры, которых порой трудно отличить от реальных людей, запечатленных камерой, а персонажи документальных картин так непринужденно и свободно себя ведут, что, кажется, и не подозревают о присутствии оператора.

Три игровые картины, довольно уже известные в кинематографическом мире, будут показаны отдельно. Это, во-первых, довольно давний фильм Алексея Балабанова «Река», смонтированный из материала задуманной как полный метр большой картины, снять которую не удалось из-за гибели актрисы. Во-вторых, нашумевший Deadline Павла Руминова, недавно показанный в Роттердаме. И, наконец, сравнительно новый фильм Сергея Лобана «Пыль» -- пример того, как за две тысячи долларов можно снять интересную, зрительскую, совершенно полноценную картину.

Показы фильмов в «Театре. DOC» предполагают и небольшие обсуждения сразу после просмотров: по опыту проведения фестиваля «Новая драма», на которой впервые была опробована идея показа кино театральной публике, эти обсуждения бывают весьма активными. В воскресенье планируется итоговый «круглый стол», участники которого смогут прояснить для себя и окружающих, что происходит: формируется ли новое направление в искусстве, пришло ли некое единое поколение или соединение картин в одну программу было формальным и насильственным.

Помимо фильмов на фестивале будут показаны специальные программы, в которые включены фрагменты будущих спектаклей «Театра. DOC».

Особенностью нового московского фестиваля можно считать и то, что он не имеет решительно никакой экономической базы: его организаторы принципиально рассчитывали на добровольное и бесплатное участие всех заинтересованных лиц. Ну и, разумеется, бесплатными будут показы: вход в зрительный зал свободный и ограничен только наличием мест.

Помощь друга театра Аллы Хохриной позволила напечатать афиши и программы, а также приготовить для лауреатов призы -- подзорные трубы (чтобы лучше видеть будущее кинематографа). В конкурсе, кстати, принимают участие не все картины, а только те, что сделаны самыми молодыми участниками, -- работы мэтров -- среди которых Марина Разбежкина, Сергей Дворцевой, Сергей Лозница, Павел Медведев -- участвуют в панораме. Правда, внутри программ конкурсные фильмы от внеконкурсных не отделены.

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино