|
|
N°28, 18 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Политический транзит
Министры транспорта России, Германии, Литвы и Польши обсуждают пути грузовых потоков
Двухдневное совещание министров транспорта России, Германии, Литвы и Польши открывается сегодня в Калининграде. Как заявил накануне глава российского транспортного ведомства Игорь Левитин, на этой встрече наша страна ставит перед собой цель отделить технические проблемы калининградского транзита от политических. Или же констатировать вместе с западными партнерами, что в этом деле технических проблем нет, а есть одна голая политика.
Идея выделить те аспекты транспортных проблем Калининградской области, которые не затрагивают политических основ отношений России с ЕС, и обсудить эти аспекты в кругу профессионалов появилась во время встречи президента Владимира Путина и канцлера ФРГ Герхарда Шредера в Гамбурге в декабре прошлого года. Россия рассчитывает, что присутствие немецкого министра путей сообщения Манфреда Штольпе благотворно повлияет на его литовского и польского коллег Зигмантаса Бальчитиса и Кшиштова Опавски, с которыми российские переговорщики не могут достичь полного взаимопонимания. Германия, как страна заинтересованная в развитии транзитного сообщения Россия--Европа, склонна занимать позицию, более близкую к позиции России. Как объяснил «Времени новостей» глава международного департамента Минтранса Олег Соколов, наша страна считает несправедливым, что с 1 мая 2004 года перевозка внутренних грузов из Калининграда на основную территорию России и обратно происходит по нормам пограничного контроля ЕС. Литва распространила эти правила на транзитные российские грузы после того, как вступила в Евросоюз.
Россия до сих пор не оставила идею пустить в Калининград безостановочный скоростной поезд, в котором ее граждане смогли бы пересекать литовскую территорию без виз. Ссылаясь на внутренние правила ЕС, литовские власти не принимают эту идею ни по грузам, ни по пассажирам.
В Польше проблема также упирается в условия транзита. Россию не устраивает рост тарифов на проезд до Германии по польской территории, а также расписание, которое поляки предлагают для наших проездов. По словам г-на Левитина, отправка одного стандартного контейнера с Дальнего Востока до польской границы обходится в 700--800 долл., а от этой границы до Германии, т.е. на гораздо меньшее расстояние, -- в 600--700 долл. Россияне надеются убедить польских коллег, что долго такое положение дел сохраняться не может. «Барьеры всегда обходятся. Поработав в бизнесе, я это знаю», -- сообщил вчера г-н Левитин журналистам. По его словам, если нынешняя ценовая конъюнктура на польском направлении не изменится, то Россия может перебросить германский грузопоток южнее, через Украину и Венгрию.
Министр, впрочем, не очень рассчитывает, что на сегодняшней встрече будет найдено кардинальное решение калининградской транспортной проблемы. «Я просто хочу, чтобы они услышали, что мы все понимаем, и не надо нас считать за людей, которые ничего не понимают», -- сказал он. И добавил, что если это чисто политический вопрос, то решить его на уровне министров транспорта невозможно.
Михаил КУКУШКИН, Калининград