|
|
N°123, 13 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И бедные пусть заплатят
Налог с продаж больше не вызывает у думцев приступов популизма
Дума без колебаний продлила вчера жизнь налога с продаж, одобрив в первом чтении соответствующую главу Налогового кодекса. Налогу, придуманному ровно три года назад технократичным правительством Сергея Кириенко, оставалось действовать менее полугода: в начале этого года Конституционный суд постановил, что в нынешнем виде он противоречит Конституции и должен быть либо модифицирован, либо отменен с 1 января 2002 года. Правительство, подсчитав, что бюджетные убытки от отмены налога с продаж составят порядка 56 млрд, быстро сочинило главу НК. Еще быстрее отреагировал на замечания судей вице-спикер Думы Георгий Боос (ОВР), предложивший свой вариант главы: московский депутат, естественно, не мог допустить нанесения столичной казне такого ущерба (для Москвы, как и для многих других регионов и городов, налог с продаж -- весьма существенный источник бюджетных доходов).
Думцам больше понравилась версия г-на Бооса. Как пояснила зампред бюджетного комитета Оксана Дмитриева, вице-спикер предлагает облагать налогом только наличные розничные операции, а правительство покушается и на безналичные. Депутатов разъяснения бюджетного комитета вполне убедили. Ни ставка налога -- региональные парламенты могут устанавливать ее в размере не выше 5% ,-- ни перечни необлагаемых товаров споров не вызвали. Адриан Пузановский («Нардеп») выразил обеспокоенность в отношении индивидуальных предпринимателей. В проекте г-на Бооса планируется возвращать индивидуалам уплаченные суммы налога по товарам, приобретенным за наличные, для осуществления своей деятельности. Правительство, в чьем проекте эта проблема даже не упоминается, предложило вчера другой порядок: освобождение от налога операции индивидуальных предпринимателей по договорам поставки. Какую схему предпочтут депутаты, определится уже осенью, когда законопроект будут рассматривать во втором чтении. Тогда же наверняка активизируются и сторонники расширения перечня льготных товаров. Кроме того, «Яблоко», как заявил выступавший от фракции Алексей Мельников, будет настаивать на сохранении за местными бюджетами доли налога с продаж (сейчас налог делится между региональной и местной казной в пропорции 40% на 60%). Осенью решится еще один принципиальный вопрос -- останется ли налог с продаж навсегда, как предлагает г-н Боос, или на два года, как планирует правительство.
Из всех налоговых законопроектов, рассмотренных на весенней сессии, налог с продаж вызвал наименьший интерес. И столь вялое обсуждение вопроса, который в 1998 году удалось провести через нижнюю палату лишь путем шантажа (Думе закулисно грозили постановкой вопроса о вотуме доверия правительству, что фактически означало ее роспуск), показывает, насколько все изменилось. Три года назад даже фракция власти -- НДР -- настаивала на том, что введение налога с продаж должно сопровождаться снижением ставки НДС до 17% (прочие фракции настаивали минимум на 15%). А либералы из кабинета Кириенко вынуждены были подавать его исключительно как сбор с богатых. Это пропагандистское обеспечение нашло отражение и в законе: согласно ему, налогообложению подлежат дорогостоящая мебель, радиотехника, одежда, деликатесы, автомобили, меха, ювелирные изделия, загранпутевки, услуги трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц, авиабилеты первого и бизнес-классов, а также железнодорожные билеты в вагонах «люкс» и «СВ». Напротив, товары первой необходимости -- хлеб, молоко, детская одежда и т.п. -- от налога освобождаются. Список льготных товаров остался в новой версии закона почти без изменений. Упоминание же про меха и бриллианты исчезли, как и трогательная запись о том, что налог «направляется на социальные нужды малообеспеченных групп населения».
Спустя три года очевидно, что налог с продаж платят не только постояльцы пятизвездочных отелей в норковых манто, но и прочие россияне. Но сегодня под покровительством всенародно обожаемого президента правительство предлагает, а Дума штампует куда более болезненные для населения решения. И нужды в дешевом популизме больше нет.
Светлана ЛОЛАЕВА