|
|
N°28, 18 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Каспий: пилить не перепилить
Коллективная безопасность в регионе остается иллюзией
К странам Каспийского региона следует отнести не только пять прибрежных государств -- Азербайджан, Казахстан, Иран, Россию и Туркмению, но также Армению, Грузию и Узбекистан. И для этих трех стран Каспий имеет «жизненно важное значение». Такое заявление сделал вчера председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов, открывая «круглый стол» по «проблеме реализации международной системы коллективной безопасности» в бассейне Каспия. «Стол», однако, оказался не без углов.
Сенатора тут же поправил представитель Совбеза России, строго заметивший, что не следует говорить о «международной» системе коллективной безопасности (СКБ). Иначе, сказал он, возникнет искушение применить к Каспийскому морю правовые нормы Международной конвенции по морскому праву. Согласно же российской позиции Каспий является внутренним водоемом, а не морем. Совбезовский чиновник предложил говорить об СКБ исключительно Каспийского региона.
Тут сразу стало ясно, насколько деликатной является тема, к которой впервые обратились российские сенаторы и которую уже второй десяток лет, после распада СССР, безуспешно пытается решить пятерка каспийских государств. Разумеется, г-н Маргелов тут же согласился с замечанием, тем более что оно позволяло корректно исключить из числа участников СКБ Соединенные Штаты. Ведь именно с напоминания о том, что США объявили регион Каспия зоной ответственности своих вооруженных сил, сенатор и начал свое выступление.
Руководитель рабочей группы российского МИДа по Каспию Александр Головин коротко обрисовал, как американцы реализуют свои амбиции. Вашингтон предлагает Баку и Астане проект так называемой каспийской охраны нефте- и газопроводов, по которым сырье будет поступать на мировые рынки. Эти функции, по словам дипломата, вполне могут быть расширены за счет контроля за прохождением судов по Каспию, если возникнет угроза перевозки на них оружия массового уничтожения.
Г-н Головин доложил сенаторам, как МИД защищает национальные интересы страны в регионе. Рассказав сначала, что переговорный процесс по Каспию идет в рамках Специальной рабочей группы (СРГ), которая с 1998 года провела уже 16 заседаний, дипломат акцентировал внимание на последних российских предложениях. В проект Конвенции о правовом статусе Каспия, разработка которой является основной задачей СРГ, Москва в последнее время внесла несколько положений. О запрете плавания по морю судов под флагами стран, не относящихся к Каспийскому региону. О том, что только каспийские государства имеют право использовать морские ресурсы. Но, пожалуй, самая важная российская инициатива, имеющая отношение к проблеме безопасности, касается необходимости «поддержания стабильного баланса вооружений» в регионе и ограничения «военного строительства в прикаспийских странах в рамках разумной достаточности».
Другими словами, Москва, считающая, что для полной демилитаризации региона время пока не пришло, призывает партнеров доверять России, чья Каспийская флотилия способна действовать в интересах безопасности всех каспийских стран. И потому советует им не наращивать военные мускулы без нужды.
Но согласия партнеров в этом Россия не находит. Только Иран принял это предложение. А пока Москва зондирует почву относительно идеи создать на Каспии совместные вооруженные силы по типу «Блэксифорс», созданных на Черном море под эгидой НАТО.
Представитель ФСБ поддержал дипломата и посоветовал МИДу работать с партнерами активнее и убеждать их в бессмысленности отделять национальную безопасность от формирования системы коллективной безопасности. Впрочем, он тут же вынужден был признать, что идея эта нереализуема до тех пор, пока Азербайджан, Иран и Туркмения не урегулируют споры из-за принадлежности каспийских нефтяных месторождений.
В связи с этим интригующе прозвучало вчера заявление спецпредставителя президента России по энергетическим вопросам Игоря Юсуфова. По его словам, «сегодня близки к соглашению (по спорным месторождениям. -- А.Д.) Туркмения и Азербайджан». Однако, по информации «Времени новостей», полученной из дипломатических источников в Москве и Баку, оптимизм г-на Юсуфова выглядит скорее поощрительным авансом для обеих сторон, нежели свидетельством приближения к реальному компромиссу между ними.
Еще меньший оптимизм в этом отношении внушает предельно жесткая позиция Ирана, которую два дня назад озвучил главный каспийский переговорщик этой страны Мехди Сафари.
По сообщению агентства ИРНА, он заявил, что Каспий вообще «делить не нужно». А если остальные четыре страны все же хотят его делить, сказал г-н Сафари, «то Иран свою позицию уже высказал, приоритетом для него остается статус кондоминиума (то есть совместное освоение морских ресурсов), в ином случае Ирану должно принадлежать 20% Каспия».
Так что разговоры о создании СКБ на Каспии обречены еще долгие годы оставаться разве что темой парламентских «круглых столов».
Аркадий ДУБНОВ