|
|
N°27, 17 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стабфонд для «Газпрома»
Концерну предложено зарезервировать 1,8 млрд долларов
Министерство промышленности и энергетики совместно с Минэкономразвития, ФСТ и «Росэнерго» оперативно выполнили поручение Михаила Фрадкова от 2 февраля дополнительно проработать бюджет и инвестиционную программу «Газпрома». Вчера ведомство Виктора Христенко сообщило, что материалы по инвестиционной программе газовой отрасли и финансовому плану ОАО «Газпром» на 2005 год уже направлены для рассмотрения на заседании правительства. Правда, это не значит, что кабинет министров «примет их к сведению» на февральских заседаниях. Премьер, очевидно, не хочет даже косвенно решать вопросы, связанные с кремлевской схваткой на тему слияния «Газпрома» и «Роснефти», обойти которую в рамках обсуждения годового плана газовой монополии, очевидно, не удастся. Тем более что особого резона торопиться у правительства нет. В повестке ближайшего совета директоров «Газпрома», который реально утверждает бюджет и инвестиционный план концерна, этих вопросов нет. А следующее заседание состоится в конце марта, когда судьба поглощения нефтяной госкомпании должна определиться.
Ведомство Виктора Христенко среди прочих предложений и пожеланий рекомендует создать в бюджете «Газпрома» резерв в размере 52 млрд руб., или 1,8 млрд долл. -- своего рода страховку на непредвиденные нужды или на случай ухудшения экспортной конъюнктуры, пояснили в Минпромэнерго. Правда, нельзя исключать, что речь идет о возможных дополнительных тратах, связанных с поглощением «Роснефти». В «Газпроме» не стали комментировать эту информацию.
Министерство промышленности и энергетики предлагает правительству принять к сведению представленные документы «с учетом высказанных замечаний и предложений» со стороны ведомств. «В целом мы удовлетворены совместной работой над инвестпрограммой», -- цитирует пресс-служба Минпромэнерго директора департамента структурной и инвестиционной политики Андрея Дементьева. Но при этом, по его словам, концерну нужно более активно применять проектное финансирование подпрограмм и тендерный подход к освоению средств. «Имеет смысл подумать об увеличении средств на реконструкцию и модернизацию существующей трубопроводной системы. Состояние транспортной инфраструктуры не должно ухудшаться, -- отметил он. -- Инвестиционная программа «Газпрома» должна учитывать интересы независимых производителей газа, а также планы привлечения их средств для капитальных вложений». Кроме того, Минпромэнерго рекомендует «Газпрому» разработать «новые подходы к созданию, реализации и финансированию инвестиционной программы».
По информации «Времени новостей», основная рекомендация ведомства Христенко свелась к тезису о необходимости увеличить инвестиции в реконструкцию и развитие транспортной инфраструктуры для снабжения внутренних потребителей. В газпромовском же варианте упор сделан на развитие экспортных маршрутов. У чиновников Минэкономразвития наибольшие опасения вызывает невысокий объем инвестиций в добычу газа, который снизился по сравнению с показателем за 2004 год на 26 млрд руб. Инвестиции в развитие добычи составят 53,6 млрд руб. -- лишь 28% от общего объема капвложений концерна. «При таком подходе вполне возможен кризис добычи газа «Газпромом» уже в ближайшие три-пять лет», -- говорит собеседник в министерстве.
В ведомстве Германа Грефа по-прежнему обеспокоены необоснованным ростом затрат «Газпрома». В частности, следует отметить очередную индексацию зарплат сотрудников головной компании, которая в 2005 году должна увеличиться на 1,1 млрд руб. (33%). А также 29-процентный рост расходов газпромовских «дочек» по основным видам деятельности с 533 до 686 млрд руб. При практически неизменном объеме добычи газа концерном в последние три года, по словам чиновника, затраты на нее увеличились на 145%, или в 2,5 раза.
Напомним, что изначально правление «Газпрома» утвердило капитальные вложения на уровне 246 млрд руб. из 262 млрд руб. инвестиций. Решение участвовать в покупке «Юганскнефтегаза» заставило концерн резко -- на 106 млрд руб. -- снизить расходы на капитальное строительство, при том что общий объем инвестиций увеличивался до 300 млрд руб. Половину из них (150 млрд) планировалось потратить на рефинансирование краткосрочной задолженности, которая должна была возникнуть у «Газпрома» в связи с покупкой бывшей «дочки» ЮКОСа. После того как «Газпром» отказался от участия в аукционе, был разработан очередной проект инвестиционной программы 2005 года -- 188 млрд руб. капвложений из 212 млрд руб. инвестиций. Почему несостоявшаяся покупка «Юганскнефтегаза» так снизила инвестиционные настроения менеджмента «Газпрома», в компании не объясняют.
Алексей ГРИВАЧ