Время новостей
     N°28, 18 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  18.02.2005
"Хотелось бы просчитать ресурсы"
Михаил Фрадков намерен оценить вклад банковского надзора в экономический рост
Правительство решило, что с 1 января 2007 года российские банки должны будут соответствовать весьма высоким стандартам. Несмотря на некоторое сопротивление представителей банковских кругов и Думы, кабинет министров вчера одобрил поправки в законодательство, согласно которым через два года минимальный уровень достаточности капитала банков должен составлять 10%, а не 2%, как сегодня.

По действующим инструкциям Банка России норматив достаточности капитала Н1 (отношение собственных средств банка к его активам) равен 10% для банков с капиталом выше 5 млн евро и 11% -- для тех, у кого капитал меньше этой суммы. У банков с достаточностью меньше 2% ЦБ по закону обязан отзывать лицензии. Вчера глава Минфина Алексей Кудрин представил коллегам по правительству изменения к закону «О банках и банковской деятельности», согласно которым ЦБ должен отзывать лицензию, если уровень достаточности капитала кредитной организации в течение двух месяцев будет ниже 10%. Кроме того, Минфин предложил внести поправку в закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», по которой ЦБ должен принимать меры по предупреждению банкротства банка, если норматив Н1 опускается ниже 12%. Обе поправки будут внесены в Думу именно в минфиновском, "жестком" варианте.

Правда, говорить об особой "жесткости" вчерашних решений не приходится, так как кабинет министров, видимо, под впечатлением от летнего кризиса в банковском секторе не стал вводить повышенные требования с 1 января 2005 года. Хотя банковская стратегия, одобренная правительством, предполагала именно такой сценарий. Иными словами, кабинет Михаила Фрадкова скорректировал банковскую стратегию -- в сторону ослабления.

Однако даже нынешний компромиссный вариант вызвал дискуссию на заседании правительства. Сначала Михаил Фрадков попытался добиться от Алексея Кудрина ответа: как подобное решение отразится на доступности кредитов, особенно для малого и среднего бизнеса. «Общие возможности банковской системы расширятся, но очевидно, что получить рисковые кредиты будет сложнее», -- отреагировал министр. «Я могу рассчитывать, ставя задачу экономического роста, что вы все это просчитали?» -- настаивал премьер. «Насколько это будет выражено в цифрах, я сейчас сказать не могу, -- откликнулся главный финансист страны. -- Но вот все говорят, что у нас слабая банковская система, через нее нельзя прокачивать значительные ресурсы. Так повышение уровня достаточности, абсолютная демонстрация его исполнения повысят привлекательность инвестиций и кредитования через российские банки реального сектора». В общем, по словам г-на Кудрина, «однозначно будет влиять положительно».

«Информация из реального сектора экономики не такая оптимистичная, -- продолжил г-н Фрадков. -- И я остаюсь несколько неудовлетворенным -- хотелось бы просчитать ресурсы». Тут в диалог решил вмешаться глава Центробанка Сергей Игнатьев: «Повышение уровня достаточности капитала обеспечит стабильность системы и вместе с тем приведет к повышению доверия банкам. Однако точных количественных оценок сделать невозможно».

Замечаний и корректировок вносить не стали. Хотя представители двух крупнейших банковских ассоциаций, присутствовавшие на заседании, настаивали, что надо доработать предложенный Минфином вариант. Они сослались на Базельское соглашение о капитале, согласно которому минимальный уровень достаточности -- 8%, а не 10%. Кроме того, их не устраивает срок в два месяца, в течение которого кредитные организации могут работать с нарушением норматива: мол, для того чтобы крупный банк мог поправить свои дела, нужен год. Прозвучало также предложение не обязывать ЦБ отзывать лицензии, а дать ему такое право. «Нужно позволить, а не обязывать», -- сказал зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев. Но вице-премьер Александр Жуков заметил на это, что такое «позволение» просто приведет к субъективизму и банальной коррупции.

Президент Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев, полемизировавший с правительством, сказал «Времени новостей», что на самом деле его ассоциация поддерживает новшества. «Но я высказал опасение, что некоторых банкиров нововведения правительства могут застать врасплох, как часто это происходит», -- добавляет он. Не исключено, что банки будут предлагать удлинить срок несоблюдения норматива. «Можно ожидать, что ряд банков на первом этапе сократит объем кредитования, чтобы не нарушать нормативы с 1 января 2007 года. Такую динамику роста кредитования, какую мы сейчас имеем, мы вряд ли сохраним», -- говорит глава ассоциации. Между тем, по предварительным данным ЦБ, масштабы кредитования экономики и без того падают: по итогам прошлого года объем банковских кредитов реальному сектору вырос на 35%, а в 2003-м -- на 44%. Но в долгосрочном плане «поправки в любом случае будут стимулировать капитализацию, а раз будет больше денег, значит, появится больше возможностей для кредитования», уверен г-н Мурычев.

Впрочем, в реальности новые поправки далеко не так популярны в банковском секторе. «Крупные банки эти изменения и не заметят, а для небольших настает пора определить собственную стратегию и место в бизнесе; некоторым придется более активно искать «старшего брата», то есть покупателя», -- полагает один из банкиров.

Алексей Кудрин на заседании правительства ссылался на мировой опыт: в Индии и Южной Корее уровень достаточности капитала -- 10%, в Бразилии -- 11%, в Польше и на Украине -- 15%. Комментируя замечания одного из выступавших банкиров о том, что «повышение данного норматива, как бы ни лицемерили чиновники, впрямую скажется на кредитовании малого бизнеса, причем негативно», министр предложил выбрать, что важнее: «Показать, что с нами можно иметь дело, или снизить риски по предоставлению кредитов? Я уверен, что первое нам даст больший эффект». После чего г-н Кудрин тихонечко, поглядывая ласково на премьера, заметил: «В общем, закон вносим, а расчеты ведем, да?..»

Вера КУЗНЕЦОВА, Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ