|
|
N°123, 13 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Результат не важен
Администрация Буша развернет ПРО вне зависимости от итогов испытания
Завтра состоится очередное испытание ключевых элементов американского противоракетного щита. Как показывает неудача проведенного во вторник испытания модернизированной ракетной системы Patriot, успех запуска далеко не гарантирован. Как бы готовя почву для возможной неудачи, министр обороны США Дональд Рамсфельд высказался весьма двусмысленно. «Чаще всего в таких ситуациях какие-то вещи срабатывают хорошо, а какие-то не срабатывают», -- заметил Рамсфельд после встречи с французским министром обороны Аланом Ришаром. Два предыдущих испытания ПРО (из трех) закончились неудачей. Последняя имела место 7 июля прошлого года, когда рабочая часть противоракеты не сумела отделиться от ускорителя и не встретилась над Тихим океаном с мишенью, запущенной с калифорнийской авиабазы Вандерберг.
Сторонники ПРО пожали плечами и заметили, что на то и испытания, но этот провал дал президенту Клинтону предлог отложить решение о развертывании ПРО, к которой у него никогда не лежало сердце. Клинтон затеял ее в основном затем, чтобы нейтрализовать своих критиков справа, обвинявших его в том, что он оставил Америку беззащитной.
Сейчас в Белом Доме сидят его критики справа, для которых исход субботнего испытания тоже очень важен. Оно будет проводиться по той же модели, что и неудачное прошлогоднее: около девяти утра из Калифорнии запустят баллистическую ракету-мишень Minuteman II с учебной боеголовкой и надувным шаром, изображающим ложную цель, а навстречу ей минут через 20 с лежащего более чем в 7,5 тыс. км тихоокеанского атолла взмоет противоракета. От нее отделится снабженная инфракрасными датчиками головная часть, которая, если все произойдет по плану, наведется на мишень и врежется в нее на скорости 7 тыс. км в час. В прошлый раз головная часть вообще не отделилась. Если теперь отделится, но поразит не мишень, а шар, критики ПРО с новой энергией станут доказывать, что ее ничего не стоит нейтрализовать ложными целями, а поэтому и затевать не стоит.
Во вторник на полигоне Уайт-Сэндс в штате Нью-Мексико состоялись испытания двух усовершенствованных зенитных ракет Patriot, известных как РАС-3. Они относятся не к национальной ПРО, которую хотя бы в рудиментарной форме хочет развернуть до конца срока президент Буш, а к тактической, призванной защитить воинские части и отдельные объекты от вражеских самолетов, крылатых и баллистических ракет типа иракских «Скадов». Этими ракетами советской конструкции в 1991 году было убито больше американских военнослужащих, чем иракскими пулями, минами и снарядами. Пентагон считает их применение против американских войск за границей куда более вероятным, чем ракетный залп по Америке.
Один модернизированный Patriot оправдал возложенные на него надежды и уничтожил беспилотный реактивный самолет F-4, выполнявший роль мишени. Более того, как ликующе отметила в своем пресс-релизе корпорация-изготовитель Lockheed Martin, ее ракету не смог сбить с пути истинного установленный на борту самолета-мишени генератор помех.
Гораздо более сдержанно сообщает корпорация о неудаче, которая постигла второй Patriot. Он был запущен для того, чтобы уничтожить другую мишень -- баллистическую ракету Hera TBM, которую неоднократно сбивал на прошлых испытаниях, но на этот раз прошел мимо цели. Изготовитель подчеркивает, что за последние три года новый Patriot попадал в цель в 92% случаев, сбив восемь мишеней из девяти, но психологически важнее всего последнее испытание.
Американские военные поспешили заявить, что Patriot поразил более трудную цель -- самолет с генератором помех, но на сайте компании ABC немедленно повисла шапка «Испытание тактической ПРО провалилось». Немудрено, что многие ожидают субботнего испытания с трепетом, хотя Пентагон заявляет, что неудача не повлияет на его планы, поскольку испытаний запланировано еще много и систему можно довести до ума.
Критики поднимают эти испытания на смех, отмечая, что все они рассчитаны на уничтожение одной-единственной вражеской ракеты, сопровождаемой одной ложной целью, хотя противник скорее всего применит несколько. Операторы противоракет заранее имеют о намеченном запуске неизмеримо больше информации, чем будут иметь в случае настоящего, а не потешного нападения на США. И даже в таких тепличных условиях противоракета не уничтожила мишень два раза из трех. Сторонники ПРО отвечают, что последующие испытания будут ближе к реальности.
Владимир КОЗЛОВСКИЙ, Нью-Йорк