Время новостей
     N°27, 17 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.02.2005
"Без территориальных уступок мир невозможен"
Смена руководства в Палестине не внушила жителям Израиля уверенности в мирном будущем. Только 24% израильтян, по данным опроса газеты «Едиот Ахронот», доверяют новому главе Палестинской автономии Махмуду Аббасу (Абу Мазену) и верят, что он сможет прекратить теракты. Еще 36% «склонны в это верить», 10% «склонны не верить», а 27% решительно заявили, что не верят в Аббаса. Что ждет израильтян, палестинцев и Ближний Восток в целом? Об этом «Времени новостей» рассказал бывший заместитель министра обороны Израиля, депутат кнессета и член комитета по международным делам и обороне генерал запаса Эфраим СНЭ.

-- Саммит в Шарм-эль-Шейхе, состоявшийся 8 февраля, это конец одного из этапов войны, которая началась в сентябре 2000 года вместе с палестинским восстанием -- «интифадой Аль-Акса». Наши отношения с палестинцами на протяжении последних сорока лет развивались по синусоиде: от вооруженного противостояния к переговорам. В Шарм-эль-Шейхе мы вновь перешли от войны к переговорам. Но теперь в отличие от прошлых лет есть новое палестинское руководство, для которого мирные переговоры -- стратегия, а не тактика. Насилие и террор не его методы.

-- Способен ли Махмуд Аббас бороться против террористических организаций?

-- Его успех зависит от поддержки палестинцев, которой сегодня у Абу Мазена еще нет. Мы должны поддержать его, позволив палестинцам свободно передвигаться по территории автономии и работать в Израиле. Если завтра тысячи человек смогут пройти из Газы на работу в Израиль, смогут содержать свои семьи, они превратятся в сторонников Аббаса. Абу Мазен хочет видеть Палестинскую автономию демократическим исламским государством. ХАМАС стремится к созданию ортодоксального религиозного государства типа Ирана или Судана. Израиль ошибочно полагает, что подавление ХАМАС и идеологии этой организации -- это что-то вроде военной операции. Однако на самом деле это длительный процесс, который зависит от экономического благосостояния палестинцев.

-- Премьер Израиля Ариэль Шарон пообещал освободить палестинских заключенных, среди которых, вероятно, будут и те, кто участвовал в терактах. Насколько такой шаг оправдан?

-- Израильское общество эмоционально противится этому, внутри него идет война между логикой и чувствами. Под определение «заключенный с кровью на руках» могут попасть многие. Ни у кого не было больше крови на руках, чем у Ясира Арафата. Но четыре премьер-министра Израиля, включая Беньямина Нетаньяху, пожимали ему руку.

-- Как вы относитесь к программе одностороннего отделения от сектора Газа? Станет ли она частью процесса мирного урегулирования?

-- Истинная цель программы Ариэля Шарона -- сохранение большей части поселений на Западном берегу Иордана в обмен на эвакуацию евреев из сектора Газа. Левый лагерь поддерживает Шарона, потому что надеется, что это приведет нас к миру, ведь без территориальных уступок мир на Ближнем Востоке невозможен. По моим оценкам, не считая поселенцев сектора Газа, Израиль должен будет эвакуировать около 100 тыс. человек с Западного берега Иордана. Правая оппозиция против, поскольку боится опасного прецедента. Они желают видеть главенство Израиля над территориями, где живут 3,5 млн палестинцев. Но я не вижу, каким образом мы сможем сохранить еврейский и демократический характер нашего государства без территориальных уступок.

-- Может ли Сирия стать участником процесса стабилизации на Ближнем Востоке?

-- Прежде всего Сирия должна решить, кого она поддерживает -- сторону мира или сторону террора. Сегодня Сирия -- это ближневосточная Северная Корея, государство, в котором больше танков, чем пользователей Интернета. Дамаск работает как агент Тегерана, который поддерживает организацию "Хезбаллах".

-- Считаете ли вы, как генерал запаса и бывший замминистра обороны, что Голанские высоты, бывшая территория Сирии, занятая Израилем в 1967 году, это стратегически важная для безопасности Израиля территория?

-- Однозначно да. Из этого не следует, что в будущем мирном договоре с Сирией с нашей стороны не будет территориальных уступок в этом районе. Однако если такое случится, у Израиля должны быть гарантии, что на оставляемой территории не будет ни сирийских, ни иных войск. На этой территории должны быть расположены израильские станции раннего оповещения, радары которых наблюдают за передвижением военной техники.

Существование нашего государства обеспечивают два основных фактора -- военное превосходство и границы, которые мы можем защищать. Я как-то раз спросил одного советского адмирала, зачем России Калининград. Он мне ответил: «Чтобы охранять Ленинград». Израиль, чтобы охранять Иерусалим, должен находиться на Западном берегу Иордана. У Голанских высот топографическое преимущество над прилегающей территорией со стороны Израиля. Если же Голанские высоты будут переданы Сирии, эта территория должна быть свободна от сирийского военного присутствия. Почему бы нам тогда не превратить эту землю в свободную экономическую зону с участием Израиля, Сирии, Иордании?

-- Сирийская армия в последнее время активно модернизируется. Беспокоит ли Израиль визит в Москву сирийского президента Башара Асада и возможная поставка Дамаску российских ракет?

-- Сирийская армия -- все еще наш потенциальный противник. Россия же имеет право продавать оружие кому угодно. Нас не беспокоит возможная продажа Дамаску российских ракет средней дальности, поскольку они не изменят стратегический военный баланс между Израилем и Сирией -- мы все равно сохраним военное превосходство. Нас тревожит не продажа Сирии ракет средней дальности «Искандер», а возможная продажа переносных зенитно- ракетных комплексов «Игла», которые можно запускать с плеча. Именно «Игла» представляет угрозу для Израиля.

-- Почему бы Израилю тоже не покупать оружие у России?

-- Сегодня Израиль и Россия совместно разрабатывают несколько проектов. Индия закупает самолеты Ил-76 с израильским электронным оснащением, есть похожий проект по боевым вертолетам с КБ им. Камова. Потенциал военного сотрудничества между нашими странами огромен, и я это поддерживаю. Вместе с тем я глубоко обеспокоен "особыми" отношениями России с Ираном, который пытается разработать собственное ядерное оружие. Я не понимаю логики Москвы, которая сотрудничает с Тегераном в области атомной энергии. Ведь, с точки зрения Ирана, что Израиль, что Россия -- все равно, мы одинаково «неверные».

В заключение я хотел бы попросить "Время новостей" передать накануне 60-летия Победы ветеранам Великой Отечественной войны благодарность всех евреев Израиля за то, что они спасли нас и все человечество от нацизма. Напечатайте это, пожалуйста, -- это моя личная просьба.

Беседовала Мария ГРИШИНА, Иерусалим
//  читайте тему  //  Израиль и Палестина