|
|
N°26, 16 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гласность как средство безопасности
Создается общеевропейский черный список авиакомпаний
Еврокомиссия планирует в ближайшее время начать публикацию списков небезопасных авиакомпаний, сообщила вчера газета The Wall Street Journal. Регулярное распространение такой информации предусмотрено законопроектом, находящимся сейчас на рассмотрении Европарламента. За утверждение этого проекта среди прочих активно выступает действующий комиссар ЕС по транспорту Жак Барро.
Согласно законопроекту правительства стран -- членов ЕС должны будут обмениваться информацией о том, каким авиакомпаниям они запрещают доступ в свое воздушное пространство. Такой обмен практикуется и сейчас, однако в подавляющем большинстве стран сведения о претензиях властей к той или иной компании, как правило, не предназначены для открытого распространения. Если депутаты Европарламента поддержат проект, продвигаемый г-ном Барро, то эта информация станет общедоступной. Европейская комиссия будет публиковать список небезопасных авиакомпаний на своем официальном сайте.
Если сейчас одно из государств ЕС отказывается допускать в свое воздушное пространство самолеты определенной авиакомпании, то это еще не означает, что данная компания автоматически теряет право работать во всех остальных странах объединенной Европы. Однако после введения нового порядка таким авиаперевозчикам очень трудно будет найти клиентов. Проблемы со стандартами безопасности обычно возникают у небольших авиакомпаний, занимающихся чартерными перевозками.
Законопроект предусматривает, что туроператоры будут обязаны заранее сообщать клиентам, на самолете какой авиакомпании они полетят, и не смогут менять авиакомпанию непосредственно перед вылетом. Легко понять, что использование официально небезопасной авиакомпании будет служить очень плохой рекламой для турфирмы. Кроме того, подобный рейс будет труднее застраховать. А если в воздухе, не дай бог, все же случится несчастье, то руководство турфирмы, возможно, будет нести не только материальную, но и уголовную ответственность, наравне с начальством небезопасной авиакомпании.
Учитывая эти обстоятельства, подавляющее большинство европейских турфирм предпочтут вообще не иметь никаких общих дел с авиакомпаниями, угодившими в новый список Еврокомиссии.
Европейские власти решили ужесточить контроль за иностранными авиакомпаниями, не соблюдающими требования безопасности полетов, после катастрофы египетского лайнера в Шарм-эль-Шейхе 3 января 2004 года. Трагедия унесла жизни 148 человек, в основном французских туристов. Выяснилось, что авиакомпании Flash Airlines, которой принадлежал разбившийся самолет, с 2002 года были запрещены полеты в Швейцарию. В этой стране инспекторы обнаружили серьезные нарушения на двух самолетах Flash Airlines. После трагедии в Шарм-эль-Шейхе министерство транспорта Франции заявило, что оно не было в курсе жесткого решения швейцарских коллег. Швейцария не входит в состав ЕС, но состоит во многих западноевропейских специализированных организациях, в том числе в JAA (Объединенная авиационная администрация) и Eurocontrol (Европейская организация по безопасности воздушного движения).
До этого случая авиационные власти европейских стран старались не выносить сор из избы по поводу своих отношений с зарубежными авиакомпаниями-нарушителями. Из стран -- членов ЕС только Великобритания сообщила, что в 2003 году она запретила доступ на свою территорию трем компаниям. Две из них -- из Сьерра-Леоне и Демократической Республики Конго -- получили постоянный запрет, а еще одна компания -- из Боснии -- временный. Названия этих компаний не разглашаются.
Михаил КУКУШКИН