|
|
N°27, 17 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Откуда они берут такие цифры?"
От России требуют увеличить цены на газ в полтора раза
В здании Всемирной торговой организации на берегу Женевского озера для России началась новая жизнь. Вчера рабочая группа приступила к обсуждению новой, уже третьей версии доклада (итогового документа, в котором будут зафиксированы все российские обязательства по присоединению к ВТО). Таким образом, самые оптимистичные прогнозы о скором завершении переговоров имеют все шансы воплотиться в жизнь.
Третья версия доклада была подготовлена в октябре прошлого года, и это первое обсуждение, на котором партнеры по переговорам выскажут России свои претензии. Глава российской делегации Максим Медведков продемонстрировал корреспонденту «Времени новостей» увесистую папку вопросов и предложений разных стран, которые предстоит обсудить за два дня. Комментарии поступили от 15 стран, среди которых США, Канада, Швейцария, Австралия и даже Молдова. По итогам обсуждения, пояснил источник в российской делегации, будет понятно, как и с какой скоростью работа пойдет дальше. Россия готова «двигаться очень быстро». Осталось убедиться, что и члены ВТО хотят того же самого.
Вопросы к России в основном старые. Однако от того, что их задавали многократно, легче российской делегации не становится. Тем более что часть из них, касающаяся политического устройства России, вообще не входит в компетенцию входящих в состав делегации. В частности, на Западе полагают, что российские государственные предприятия получают больше преференций от государства, чем частные, что нарушают условия конкуренции. «Это просто вопрос недоверия», сокрушается источник, «никаких доказательств того, что это действительно так, наши партнеры представить не могут». А приобретение государством активов в нефтяной отрасли правилами ВТО не регулируется. Но вопросов об этом участникам российской делегации из-за "Юганскнефтегаза" задается немало.
Есть и другие темы, способные серьезно усложнить процесс вступления России в ряды ВТО. Например, таможенное регулирование. Новый Таможенный кодекс, вступивший в силу в прошлом году, должен был привести российское законодательство в соответствие с нормами ВТО. Однако, отмечают страны-импортеры, изменений в этой сфере пока не заметно.
Очень много вопросов вызывают российские ветеринарные и фитосанитарные нормы. Контроль за сельскохозяйственной продукцией, ввозимой на территорию России, представляется многим странам чрезмерно суровым. Например, российские инспекторы работают на европейских мясокомбинатах и проверяют качество товара там, а не на границе, как это делается обычно. Но рассчитывать на ослабление запретов не приходится, считают в российской делегации. Нормами ВТО это не запрещено.
Есть вопросы из разряда вечных. Например, двойное ценообразование в энергетике -- гигантский разрыв между внутренними и внешними ценами. «Мы надеялись, что после подписания протокола об отсутствии разногласий с ЕС мы от этой темы ушли, однако мы ошибались», -- признается источник. Есть страны, которые не закупают российский газ в больших количествах, но считают, что своими внутренними низкими ценами Россия субсидирует энергоемкие производства. Например, Канада, крупный производитель химических удобрений, намерена получить гарантии, что российские производители не будут заниматься агрессивными продажами в мире, подрывая рентабельность канадской химической промышленности. Решения у этого вопроса пока не существует.
«Есть страны, в Северной Африке например, где цены на газ еще ниже», -- удивляется источник. «Нам же говорят, мы рассчитали, что справедливая цена на газ (покрывающая себестоимость, инвестиционную составляющую и дающая прибыль) составляет для вас 45 долл. за тысячу кубометров. Вы должны установить эту цену как минимальную». Сейчас в России газ продается по цене ниже 30 долл., что, по российским оценкам, полностью покрывает все издержки. Впрочем, даже Евросоюз, самый крупный российский торговый партнер, не смог добиться от нас выравнивания внутренних и внешних цен.
К слову, жизнь российских переговорщиков осложняют не только неуступчивые западные партнеры, но и внутренние противники ВТО. Сразу две иностранные делегации с возмущением демонстрировали на заседании запись трансляции конференции экономистов-аграриев. Представитель Россельхозакадемии заявил на ней, что ущерб российскому селу от присоединения России к ВТО составит не менее 4 млрд долл. Иностранные переговорщики требовали объяснений, не является ли это официальной позицией правительства и на основании каких расчетов появились эти данные. «Слушать это было довольно неприятно», -- признается источник, «тем более что мы и сами не понимаем, откуда они берут такие цифры».
Кроме того, идут и двусторонние переговоры с разными странами по доступу на рынки товаров и услуг. Таких встреч будет порядка пятнадцати.
Вера СИТНИНА, Женева