|
|
N°27, 17 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Куры съели коров
Российский агропром боится сахарной "руки Лукашенко", а не «ножек Буша»
Сельское хозяйство России может прокормить 350 млн человек, заявил вчера министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, выступая в Госдуме на правительственном часе. То есть практически два с половиной нынешних населения России. Но только теоретически -- потому что проблем в отрасли, со слов министра, больше, чем достижений. Птицу в России выращивать научились, зато страна рискует поссориться с Белоруссией из-за импорта сахара. Инвестиции в отрасль практически на нуле, а зарплаты ниже средних по стране в 2,5 раза.
Первым делом г-н Гордеев выразил сожаление, что его министерство "отодвинуто от решения вопросов регулирования импорта продовольствия". Продовольственная безопасность страны, по его мнению, может быть обеспечена при условии, если 80% продовольствия будет отечественного производства и лишь 20% -- импортного. Но пока отечественное сельское хозяйство опережающими темпами выдает только мясо птицы. Сказывается ли так на производстве птицы приход частного бизнеса, либо россияне решили, что бульоны выходят лучше не из «ножек Буша», а из липецких и калужских кур, но то, что за прошлый год в стране продано на 15% больше отечественных кур, уток и гусей, чем годом раньше, -- факт.
Зато крупному рогатому скоту то ли не хватает корма, то ли он более прихотлив к российскому климату, но его поголовье за год сократилось более чем на 6%. Соответственно, уменьшилось и производство отечественного молока. И хотя сельхозпродукцию, тех же самых кур, производят в основном частные птицефабрики, инвестиции, по словам г-на Гордеева, в сельское хозяйство по-прежнему идут слабо -- всего 3% от общего объема инвестиций в стране за прошлый год.
Традиционного, так называемого крестьянского сельского производства с каждым годом становится все меньше. Сейчас в стране, по данным Гордеева, 150 тыс. сельхозтерриторий. На 80 тыс. из них никто не проживает, а на 20 тыс. численность селян составляет до десяти человек.
Ключевая проблема агропромышленного комплекса, по мнению министра, это диспаритет цен на продовольственную и промышленную продукцию. В 2004 году цены на продукцию сельхозпроизводителей выросли на 17,5%, а на промышленную продукцию, потребляемую сельским хозяйством, -- более чем на 28%. Больше всего отрасль страдает от постоянно растущих цен на горюче-смазочные материалы. Однако, как уверял министр, повышение цен на продукты питания не рассматривается как достойный вариант решения этой проблемы. Правда, более достойных вариантов он тоже не предложил.
А чтобы страна смогла все-таки прокормить 350 млн человек не теоретически, а практически, министр назвал несколько целей, к которым АПК будет стремиться в ближайшие годы. Развивать животноводство -- для вымещения импорта, зерноводство -- для повышения экспорта и рыболовство (здесь подходящей аллегории, чтобы сравнить для чего, у министра не нашлось).
Не чужд оказался министр и радикальных политических высказываний. В ответ на вопрос депутатов, должно ли государство вводить монополию на табак и спирт, Алексей Гордеев, оставив вопрос о табаке без ответа, неожиданно начал рассуждать о монополии на сахар. Сахарный режим, установленный правительством четыре года назад, по его словам, начинает давать сбои из-за «серых» поставок из Белоруссии. Он не исключил, что из-за "серого" импорта сахара может быть закрыт рынок между двумя братскими странами, так как отечественные производители сахара и сахарной свеклы несут существенный ущерб. "Я считаю, что необходимо провести переговоры с белорусской стороной и жестко предупредить ее», -- сказал министр. Учитывая, что протекционистские воззвания г-на Гордеева иногда реализуются на практике, не исключено, что вскоре Россия ввяжется еще в одну экономическую войну с Александром Лукашенко.
Ирина СКЛЯРОВА