|
|
N°27, 17 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Щедрая скупость
Правительство все-таки сможет сэкономить на монетизации льгот
Федеральные и региональные власти не оставляют попыток сгладить негативные для миллионов россиян последствия реформы социальных льгот. И небезуспешно. Митинги пенсионеров сходят на нет, дороги уже никто не перекрывает, сообщений с мест о стычках в общественном транспорте контролеров, требующих деньги за проезд с льготников, не поступает. От эмоций начала года встряхнувшаяся страна постепенно переходит к осмыслению первых итогов монетизации и латанию выявленных при проведении реформы дыр.
Хотя критика в адрес властей за поспешную и не до конца продуманную реформу не стихает, однако, похоже, лучшего времени для столь непопулярных новаций в социальной политике, затронувших так или иначе примерно 45 млн россиян, не найти. Возможно даже допустить, что власти специально гнали во весь опор, чтобы провести реформу именно в 2005 году. Не только для того, чтобы навести в системе льгот порядок и расстаться в законодательном порядке с так называемыми нефинансируемыми мандатами -- социальными обязательствами, не обеспеченными бюджетными деньгами. Таких никогда не выполнявшихся обязательств, законодательно закрепленных государством преимущественно в начале 90-х годов, набралось на 2,7 трлн рублей.
Раньше финансирование "невыполнимых" льгот ежегодно приостанавливалось законом о бюджете. Однако в начале 2004 года Конституционный суд запретил эту практику. Льготники получили реальную возможность требовать через суды все недоплаченные деньги. Минфин такого развития событий допустить не мог.
Реформу льгот выгодно было проводить именно в 2005 году еще и потому, что сверхвысокие цены на нефть, благодаря которым казна уже раздулась до немыслимых ранее размеров, дают возможность сразу же гасить возникающее социальное напряжение (даже трудно себе представить, что ожидало бы страну в случае монетизации при дефицитном бюджете). Правительство, собственно, так и действует. Решено досрочно повысить базовую часть пенсий на 240 руб. с 1 марта (на это дополнительно потребуется 115 млрд руб.), увеличить денежное довольствие военнослужащим на 20% также с 1 марта (6,9 млрд руб.). Прибавка к доходам ждет также сотрудников органов внутренних дел, военных пенсионеров, студентов, курсантов. Кроме того, оказывается дополнительная помощь регионам, которые не справляются с монетизацией транспортных льгот. И все это в дополнение к почти 200 млрд руб., запланированных в федеральном бюджете 2005 года на цели монетизации. (В региональные бюджеты на финансирование реформы было заложено 113 млрд руб., напомнила «Времени новостей» ведущий эксперт Центра развития Наталья Акиндинова).
По предварительным подсчетам аналитиков, уже сейчас совокупные бюджетные расходы в связи с монетизацией льгот переваливают за 500 млрд руб. И, скорее всего, это не предел. Вполне могут поднять голос группы льготников, которые еще не отделались от чувства ущемленности. Например, на митинге в минувшую субботу в Архангельске (кстати, проведенном «Единой Россией» в поддержку социальной политики Владимира Путина) было заявлено, что денежная компенсация региональным льготникам в сумме 300 руб. и отсутствие для них «социального пакета» значительно ухудшило материальное положение десятков тысяч человек. Также говорилось и о студентах, которых лишили северной надбавки к стипендии. Наверное, проявит себя еще какая-нибудь «недоработка» правительства.
Впрочем, следуя логике развития событий, министр финансов Алексей Кудрин все эти новые социальные счета спокойно оплатит -- благо бюджет позволяет. Причем не стоит удивляться той легкости, с которой г-н Кудрин, всегда радеющий за каждую бюджетную копейку, расстается с миллиардами рублей. Он прекрасно понимает, что лучше потратить 500 или даже больше миллиардов рублей, чем ежегодно стоять перед опасностью рассчитываться с социальными обязательствами на сумму 7 трлн руб. при том, что возможности консолидированного бюджета всего 4,3 трлн руб. (эти цифры были названы при обсуждении закона о монетизации на заседании кабинета министров в апреле прошлого года). Иными словами, сегодняшняя цена реформы для бюджета не минус 500 млрд руб., а плюс 1,8 млрд руб. И как премия -- наведение в идеале хотя бы относительного порядка в доселе абсолютно непрозрачной системе социальных льгот.
Впрочем, на будущий год этот теоретический выигрыш может стать не столь весомым, поскольку цена реформы вырастет. Причем не только в связи с индексацией компенсационных выплат. Например, уже сейчас понятно, что ОАО «Российские железные дороги», скорее всего, потребует увеличить сумму компенсации за провоз льготных категорий граждан. В 2005 году размер компенсации составил 5,8 млрд руб. Эти деньги, конечно, радуют железнодорожников, поскольку раньше они вообще ничего от государства за льготников не получали. Однако такая сумма не окупает затрат на их проезд. Как сообщил на недавней встрече с журналистами первый вице-президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, компания планирует ввести персонифицированный учет льготников, пользующихся пригородными электричками, что позволит точно посчитать затраты. Когда это будет сделано, видимо, «РЖД» и выставит новый счет.
Как бы то ни было, пока в Россию мощным потоком текут нефтедоллары, бюджет исполняется с профицитом, создан стабилизационный фонд, правительству под силу провести и не одну реформу наподобие монетизации. Однако мало кто сегодня задается вопросом, что произойдет, если в результате падения нефтяных цен исчезнет возможность многомиллиардными денежными вливаниями гасить политические пожары.
Михаил ВОРОБЬЕВ