|
|
N°26, 16 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
От разгильдяя и слышу
Юрий Лужков откопал в Царицыно топор войны за исторические памятники
Негласный «пакт о культурном ненападении», который заключили федеральные и столичные власти, ведущие долгий спор о принадлежности полутора тысяч памятников архитектуры в историческом центре Москвы, похоже, может быть нарушен. Казавшаяся символом перемирия договоренность Юрия Лужкова и прежнего руководства Минкультуры об обмене федерального парка Царицыно на здание бывшего Музея Ленина, как выяснилось, имеет довольно шаткую юридическую основу. Проведав случайно о том, что в Белом доме обсуждаются планы возвращения в федеральную собственность царицынского парка, причем без передачи обратно здания музея, столичный градоначальник начал вчера очередное наступление на правительство. Более того, в полемическом задоре г-н Лужков открыто обвинил некоторых федеральных чиновников в намерении довести исторические постройки парка Царицыно до состояния руин для последующей перепродажи земли по коммерческой стоимости.
Площадкой для публичной полемики с федеральными властями Юрий Лужков традиционно избрал заседание столичного правительства, где красноречие мэра не может натолкнуться на встречную аргументацию его оппонентов. Вчера довольно спокойное обсуждение вопроса о поддержке культурной сферы города он прервал гневной тирадой, разоблачающей очередные козни главы Минэкономразвития Германа Грефа и его сподвижников. «Я хочу поделиться с членами правительства определенной информацией», -- начал мэр голосом, не предвещающим ничего хорошего. Напомнив коллегам, что передача Москве парка Царицыно закреплена указом президента и постановлением федерального правительства, г-н Лужков сообщил, что мэрия уже приступила к работам по приведению в порядок вновь обретенного имущества. «Но тут появляется письмо заместителя главы МЭРТ господина Андрея Шаронова в адрес премьера, в котором он говорит, что нельзя отдавать парк этим разгильдяям, так как Царицыно -- это государственная собственность», -- возмутился градоначальник. По его словам, г-н Шаронов ссылается на «коммунистический» указ Верховного совета РСФСР №2030, в соответствии с которым все, что относится к памятникам истории, является государственной собственностью. Причем Музей Ленина, по мнению замминистра, также является исторически ценной государственной собственностью, поэтому возвращать его городу обратно не следует. «Но самое интересное, -- выдержав эффектную паузу, Юрий Лужков продолжил, возвышая голос, -- это резолюция премьера: «Подготовьте решение в установленном порядке». И бог с ним, с указом президента, им главное вернуть все в прежнее состояние, в состояние руин, главное прихватить, а если возможно, то и реализовать по коммерческой цене», -- кипятился мэр.
Немного успокоившись, г-н Лужков заочно пообещал Михаилу Фрадкову продолжать благоустройство царицынского парка, несмотря на "происки" бюрократов из Белого дома и Минэкономразвития, и приступил к рассмотрению следующего вопроса повестки дня: о защите московских промпредприятий от искусственного банкротства. И стало ясно, что, обвиняя федеральные власти в ненадлежащем уходе за своими объектами, мэр имел в виду не только исторические и культурные объекты. И что город хотел бы «спасать» от разрушения и нерадивого управления не только памятники.
Отметив, как эффективно мэрия распорядилась рядом научно-промышленных предприятий, переданных ранее городу из федеральной собственности, Юрий Лужков поручил коллегам в десятидневный срок подготовить письмо на имя премьер-министра Фрадкова с предложением отдать Москве еще и ряд научных центров. Мэр, в частности, заявил, что намерен получить в собственность пока еще федеральный научный центр НИОПИК, разрабатывающий и производящий широкий спектр продукции -- от медицинского оборудования и лекарств до лаков, красок и систем очистки водоемов. «Кроме того, нас интересуют биотехнологии», -- продолжал мэр, размышляя над тем, какие еще предприятия следует включить в список. Размышления быстро принесли плоды. «Я даже не знаю организаций, которые нам были бы неинтересны», -- заявил Юрий Лужков, подводя итог заседанию.
Александр ГУДКОВ