|
|
N°123, 13 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Езда по правилам
Президентскую охрану можно благодарить уже за то, что она не закрывает улицы на весь день
Если кто и разочаровался во Владимире Путине за первые полтора года правления, так это столичные автомобилисты. Любой человек, более или менее регулярно садящийся в Москве за руль, хотя бы несколько раз на собственной шкуре почувствовал, каково это -- жить в одном городе с первым лицом (или, вернее, лицами) государства. Как минимум два раза в день (если брать в расчет только одного президента) целые районы Москвы оказываются парализованными в ожидании кортежа президента. Учитывая, что дороги столицы уже давным-давно катастрофически перегружены, закрытие отдельных трасс выливается в многочасовые пробки в целых округах Москвы. Лишним подтверждением тому, что подобная практика вышла «за рамки», стало принятое по инициативе депутата Станислава Говорухина постановление, в котором депутаты предложили президенту «отменить архаичную практику закрытия автомобильных дорог для следования кортежа любого уровня». Чашу терпения депутатов переполнили события 17 июня, когда в окрестностях аэропорта Внуково были больше чем на час перекрыты все основные автотрассы, включая и часть МКАД, по которым как раз возвращались в Москву десятки тысяч дачников. Злые языки поговаривают, что истинной причиной негодования народных избранников стало то, что некоторые из инициаторов постановления имеют дачи как раз по Киевскому направлению и сами глотали пыль в тех пробках. Но большого значения это не имеет, поскольку в данном случае интересы депутатов совпали с интересами их избирателей.
10 июля это обращение депутатов на красном бланке председателя Госдумы фельдъегерской службой было доставлено в канцелярию президента. Ответа на него еще не последовало, однако, как выяснили корреспонденты газеты «Время новостей», все заинтересованные стороны считают, что скорее всего абсолютно ничего не изменится. Дело в том, что не только ничего незаконного, но даже предосудительного охрана президента, надолго перекрывая улицы, не совершает. По сути, этот вопрос относится скорее к области этики, нежели права. А возмущение депутатов стоит больше отнести к ним самим -- за то, что приняли законы, предоставившие Федеральной службе охраны (ФСО) такую власть.
Все вопросы охраны в России регулируются тремя основными законами: «О государственной охране», «Положением о ФСО РФ» и «О гостайне». В соответствии с ними ФСО, в частности, имеет полное право (ст. 15, п.10 закона «О госохране») принимать «меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств и граждан на отдельные участки местности и объекты, а также по отбуксировке транспортных средств». В законе оговаривается, что эти меры принимаются при необходимости, однако другая статья того же закона (ст. 10) указывает, что эта необходимость определяется «исходя из характера и реальности угрозы безопасности» охраняемых лиц. Закон же «О гостайне» гласит, что к гостайне относятся сведения «об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности». Таким образом, получается, что ФСО сама определяет, как, каким образом и на основании чего строить охрану, включая перекрытие улиц, и никому не обязана ничего объяснять, поскольку это является гостайной. Примечательно, что засекреченными являются также и сведения о количестве охраняемых лиц, для каждого из которых, если ФСО так решит, могут перекрываться улицы.
Неприятности, доставляемые президентским кортежем рядовым автомобилистам, специалисты объясняют несколькими причинами. Первая -- это несравнимо большая, нежели у Бориса Ельцина, политическая и жизненная активность нынешнего президента. Если первый глава России большую часть времени работал на даче или в загородных резиденциях и его выезд в Кремль становился своего рода событием, то Владимир Путин каждый день ездит как минимум с работы и на работу, а нередко успевает совершить в течение дня еще серию поездок по различным официальным мероприятиям или в аэропорт.
Большую продолжительность перекрытия дорог для Владимира Путина по сравнению с его предшественником эксперты в области охраны, близкие к нынешней ФСО, объясняют увеличением потенциальных угроз «объекту». Если президент чаще появляется в различных публичных местах, гипотетические террористы получают гораздо больше шансов совершить на него покушение. Охрана же президента отнюдь не сводится к его простому эскортированию: обычно изначально разрабатывается несколько запасных маршрутов, устраиваются засады, вычисляются подозрительные машины, оперативники «наружки» отслеживают ситуацию и т.д. Все это, естественно, требует больших усилий и затрат, в результате чего увеличивается и время по блокированию улиц. Впрочем, злые языки из команды охраны прежнего президента ревниво утверждают, что их преемники, приведенные г-ном Путиным из питерского КГБ, далеко не самые большие профессионалы в этой области и, нещадно перекрывая московские дороги, просто перестраховываются. К примеру, раньше следующие впереди кортежа группы охраны хотя и пугали всех высунутыми из окон дулами автоматов и гранатометов, но ограничивались только «расчисткой» проезжей части, обычно не останавливая все движение. Теперь же секьюрити облегчают себе работу, предпочитая ездить по абсолютно пустым дорогам.
Впрочем, в самом ФСО ко всем подобным разговорам относятся индифферентно. На жалобу депутатов ее представители никак не отреагировали, отметив лишь, что все принимаемые охраной президента действия строго соответствуют закону. Объясняться же перед Думой пришлось начальнику ГИБДД Владимиру Федорову, сотрудники которого хоть и принимают на себя весь поток бранных слов от опаздывающих москвичей, но на самом деле к сути происходящего не имеют никакого отношения. И, более того, сталкиваются с дополнительными проблемами, поскольку вынуждены часами после проезда кортежа расхлебывать «кашу» по восстановлению на улицах нормального движения. Впрочем, в своем ответе на депутатский запрос глава ГИБДД, как человек военный, жаловаться ни на кого не стал, а просто описал общий порядок работы ГИБДД при обеспечении безопасности президентского кортежа. В подобных случаях служба г-на Федорова выступает лишь как помощник, строго следующий спускаемым из ФСО командам. Специально для этого в структуре ГИБДД выделены восемь отделов дорожно-патрульной службы на спецтрассах. Каждый из них следит за одной конкретной дорогой, имеющей особое, охранное значение: 1-й отдел, к примеру, обслуживает линию Новый Арбат--Кутузовский проспект--Минское шоссе; 2-й -- Тверскую улицу--Ленинградский проспект--шоссе на аэропорт Шереметьево; 4-й -- проезды вокруг Кремля и т.д. При возможном появлении на его участке президентской машины соответствующий отдел получает из ФСО точные инструкции -- где, когда и сколько сотрудников должны дежурить, какие улицы им перекрывать и т.д. Собственно остановка движения и его возобновление производится только по приказу от охраны президента; не поступит он вообще -- улица останется закрытой хоть весь день. Все это оговорено в специальной межведомственной инструкции, подписанной премьером Михаилом Касьяновым, которой и руководствуется ГИБДД. Теперь депутаты намерены сделать запрос по этому поводу самому главе правительства, однако хватит ли у думцев на это запала и что сможет сделать здесь г-н Касьянов, остается только догадываться.
Из зарубежного опыта
Как рассказал газете «Время новостей» главный комиссар полиции Берлина Лутц Сливинский, президента Германии и федерального канцлера, едущих в бронированных автомобилях по городу, хотя и сопровождают две -- три машины охраны, никаких дополнительных привилегий ни для Шредера, ни для Рау на дороге не существует. Если руководители государства попадают на красный сигнал светофора, то дожидаются, как и все, зеленого. Точно так же в Берлине не существует «правительственных трасс». Впрочем, в западной части города их никогда и не было. «В ГДР у нас было все по-другому, -- заметил главный комиссар Сливинский, -- правительственные трассы на всех перекрестках мы задолго перекрывали для въезда на всем их протяжении, что создавало пробки порой на многие часы». Сейчас такого давно нет и в помине. «Все зависит от конкретной транспортной ситуации в городе и загруженности тех или иных улиц, -- говорит комиссар. -- Незадолго до предполагаемого проезда работники службы сопровождения сообщают в свой диспетчерский пункт лишь о начальной и конечной точке маршрута. Там с помощью спутниковой системы GPS и определяют для нас трассу с учетом того, чтобы мы с нашими гостями и сами смогли спокойно проехать, и другим участникам движения не слишком много неудобств доставить. Разумеется, приходится на какое-то время перекрывать часть перекрестков, но люди теряют максимум пару минут. Были, разумеется, и исключения в период обслуживания «сложных гостей» -- как, например, было с президентами Клинтоном или Путиным. Закрывать приходилось движение на существенно большем промежутке дороги, чем обычно. Но в городе ни пробок, ни недовольных автомобилистов не было. Немецкие автомобилисты вообще обладают весьма ранимой душой, мы же стараемся никому не портить настроение нашей работой».
(Юрий Шпаков, Берлин)
СПРАВКА
Согласно закону «О государственной охране РФ» кроме президента РФ госохрана предоставляется (по существующим правилам -- в обязательном порядке. -- Ред.) лицам, занимающим следующие должности:
Председателю правительства, Председателю Совета Федерации, Председателю Госдумы, Председателю Конституционного суда, Председателю Верховного суда, Председателю Высшего Арбитражного суда, Генеральному прокурору.
Также, при необходимости, по решению президента РФ госохрана может быть предоставлена иным лицам, замещающим госдолжности РФ по представлениям Глав правительства, Совета Федерации, Госдумы и Конституционного суда. Общее число лиц, пользующихся госохраной в РФ, является гостайной.
Федор ТЮНИН, Василиса ПЕШКОВА