Владимир Путин подписал двухстраничный указ «О призыве граждан РФ, пребывающих в запасе, на военные сборы в 2005 году».
По закону «О воинской обязанности и военной службе» резервист может призываться на переподготовку по военно-учетной специальности не чаще одного раза в три года. Общая продолжительность его службы на сборах не должна превышать12 месяцев. За это время запасников готовят по сложным военным специальностям, на вышестоящие должности, знакомят с новым вооружением и военной техникой.
В советское время такие сборы были обычной практикой. Резервистов, против своего желания оторванных от семьи и станка, кадровые военные называли "партизанами". Дисциплиной они не блистали и тогда, а «при демократии» и подавно. В прошлом году в Свердловской области во время сборов погибли два офицера запаса. С распадом СССР проводить сборы практически перестали, затем под них стали потихоньку выделять средства. И вот в прошлом году запасников призывали во всех регионах страны, где дислоцируются воинские части.
Президентский указ этого года мало чем отличается от ему подобных, издаваемых ежегодно на стыке лет. В частности, с этого года обеспечить выполнение разного рода мероприятий на сборах вменяется не только правительству, но и органам исполнительной власти на местах. Следовательно, на местные органы перекладывается и часть финансовой ноши. Судить о порядке сумм сложно, поскольку пункты 2 и 3 указа, конкретизирующие размах общегосударственного действа, традиционно обозначены строчкой «Для служебного пользования».
Сведения о количестве привлекаемых запасников в соответствии с законом «О государственной тайне» закрыты и не могут быть опубликованы в печати. В Главном организационно-мобилизационном управлении Генштаба о числе призываемых на сборы говорят так: «Исходя из потребностей вооруженных сил, других войск». В прошлом году на военные сборы в Новосибирской и Томской областях из запаса призвали около 16 тыс. резервистов, в Астраханской -- около 10 тысяч.
Суть нынешнего президентского указа: российские резервисты могут быть призваны на военные сборы сроком до двух месяцев в вооруженные силы и другие силовые структуры государства -- внутренние войска, инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования, войска гражданской обороны, погранвойска, ФСБ, федеральные органы государственной охраны и так далее. Сроки сборов будут согласовываться с местными властями. С одной оговоркой -- кроме так называемых проверочных сборов, которые проводятся внезапно, максимально имитируя реальную обстановку. Их сроки определяет военное ведомство.
Органы военного управления в этом году решили серьезно контролировать проведение масштабных военных сборов и отпускаемых на них бюджетных средств. Суммы расходуются немалые. На проведение десятидневных мобилизационных учений в Северо-Кавказском военном округе потребовалось более 1 млн руб., половину этой суммы выделили местные власти. Чтобы Министерство финансов средства не задерживало, министр обороны Сергей Иванов в сентябре прошлого года подарил майору запаса артиллеристу Алексею Кудрину офицерскую форму и пригласил его на сборы.
Основной особенностью этого года станет значительное увеличение проверочных сборов, в том числе под руководством Генерального штаба и Военной инспекции Минобороны. Другая особенность -- сборы будут проводиться в рамках региональных командно-штабных мобилизационных учений с участием руководителей субъектов федерации, органов местного самоуправления, федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Чиновников военные привлекают к сборам главным образом затем, чтобы на практике проверить, насколько реальны спланированные мобилизационные мероприятия и сроки их проведения. По итогам таких сборов будут внесены коррективы в документы мобилизационного планирования. Это важно и потому, что с 1 января 2005 года введен в действие новый мобилизационный план экономики страны, в котором прописано возможное привлечение к работе на оборону в угрожаемый период и во время боевых действий предприятий разных форм собственности.
В мае прошлого года даже были впервые проведены военные сборы губернаторов российских регионов. Участившиеся мероприятия подобного рода, участие в них представителей органов власти на местах, формирование нормативно-правовой базы мобилизационной работы говорят об одном: политическое руководство страны всерьез озаботилось алгоритмом перевода штабов, военных комиссариатов, предприятий промышленности с мирных на военные рельсы. Видимо, в рамках официально провозглашенной президентом латентной войны с международным терроризмом.
ВАШЕ МНЕНИЕ