Время новостей
     N°25, 15 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.02.2005
Спасение по протоколу
Детские гематологи работают на пределе возможностей
Если отечественное здравоохранение и может похвастаться какими-то достижениями за последнее десятилетие, так это настоящей революцией в лечении детей, страдающих злокачественными заболеваниями крови. В начале 90-х годов из каждой сотни маленьких пациентов с этим страшным диагнозом выздоравливали пять--шесть человек из ста, а сейчас, после внедрения западных технологий, этот показатель достиг 70. Впрочем, Международный день детей, больных раком, отмечаемый ежегодно 15 февраля, медики по-прежнему встречают в довольно пессимистичном настроении. Дело в том, что успешно в России проводится лечение по так называемым «стандартным протоколам». Дети же с заболеванием более тяжелой формы, которые нуждаются в высокотехнологичной терапии, и прежде всего в трансплантации костного мозга, практически не имеют шансов. Об этом напомнил вчера директор НИИ детской гематологии, главный детский гематолог Минсоцздрава Александр Румянцев.

«Нужно срочно преодолеть российскую позицию: лучше сделать нового ребенка, чем лечить «старого», -- считает профессор Румянцев. По его словам, в 20 тыс. долл. в год обходится лечение того ребенка, для которого стандартный протокол окажется спасительным. Если же ему может помочь только трансплантация -- пересадка костного мозга, то его шансы победить болезнь резко сокращаются. И дело не только в деньгах. «Если в прошлые годы главная потребность была в лекарствах, то сейчас -- в новых центрах», -- сказал руководитель Центра гематологии и трансплантации костного мозга Российской детской клинической больницы профессор Алексей Масчан. По его словам, ежегодно в трансплантации костного мозга нуждается 1500 заболевших детей. В России эта операция выполняется всего в трех клиниках -- в РДКБ, в Онкологическом центре РАМН и в Центре гематологии и трансплантации Санкт-Петербургского медуниверситета. Их возможности позволяют прооперировать (а значит, спасти) в общей сложности 100 детей из этих 1500. «Трансплантация -- это, если можно так выразиться, хайтек в медицине, -- сказал профессор Масчан. -- Регионы проводить такие операции пока не способны, а мы практически захлебываемся».

Кроме того, как рассказал г-н Румянцев, чтобы иметь возможность лечить всех больных раком детей, российскому здравоохранению нужно закладывать в федеральный бюджет на эти цели не менее 1,5 млрд руб. в год. Причем это только расходы на дорогостоящие лекарства и расходные материалы, которые составляют всего пятую часть от общей потребности. Остальное -- выделение помещений и их содержание, зарплату персоналу -- по мнению гематологов, должны взять на себя территории.

И, наконец, чтобы лечить этих безнадежных пока детей, в России не хватает не только медицинских центров, но и доноров. Сейчас материал для неродственной пересадки, как рассказал профессор Масчан, находят в основном в огромном донорском банке в Германии, платя за него немалые деньги. В России этот банк пока только-только формируется (на его создание тоже, естественно, нужны деньги) и объединяет пока 23 тыс. доноров. Пока с его помощью удалось найти материал только для трех трансплантаций.

Ирина БЕЛАШЕВА