Через день
после возвращения главы «Газпрома» Алексея Миллера из Ашхабада выяснилось, что до завершения газового противостояния еще очень далеко. Согласно официальному сообщению государственной информационной службы новостей Туркменистана, руководство республики своеобразно понимает достигнутую договоренность «строго следовать действующим соглашениям и контрактам». «Предложенная российской стороной цена -- 44 долл. за тысячу кубометров с оплатой 50% поставками материально-технических ресурсов -- была названа для Туркмении неприемлемой, так как не отражает реальной стоимости затрат, необходимых для обеспечения контрактных объемов природного газа», -- говорится в заявлении. А цену 58 долл., которую предлагает сейчас туркменская сторона, в Ашхабаде считают чуть ли не льготной, говоря, что она значительно ниже мировой.
Через несколько часов после появления
не слишком миролюбивого заявления Туркмении российский МИД обнародовал собственное видение ситуации. Сообщения ряда СМИ о том, что Туркмения якобы объявила России «газовую войну», не соответствуют действительности, говорится в заявлении внешнеполитического ведомства, которое цитирует Интерфакс. «Подобные утверждения не имеют ничего общего с реальным положением дел», -- подчеркивает МИД, предпочитая не обращать внимание на прямое нарушение контрактных обязательств со стороны Ашхабада и ценовой шантаж. Для российских дипломатов, судя по всему, гораздо важнее, что президент Туркменистана подтвердил намерение развивать отношения с Россией во всех областях и назвал двустороннее соглашение о сотрудничестве в газовой отрасли от 2003 года «становым хребтом» этого взаимодействия.
Как уже писала газета «Время новостей», в ближайшее время г-н Миллер опять поедет в Туркмению, чтобы окончательно урегулировать вопросы по контракту. После этого визита станет понятно, на какие уступки готовы пойти стороны, чтобы сохранить сотрудничество в газовой сфере.
Туркменбаши в конце прошлого года решил поднять цену на газ для России и Украины до 60 долл. (с 44 долл.), а после того, как они отказались заключать контракт, прекратил поставки. Глава «Нафтогаза Украины» Юрий Бойко, который рисковал оставить значительную часть Украины без газа, был вынужден поддаться на шантаж и 3 января подписал новый контракт по новой цене -- 58 долл. Алексей Миллер в Ашхабад так и не поехал, а отгрузка туркменского газа «Газпрому» не возобновилась. Туркмения даже сократила объем собственной добычи на 900 млн кубометров, которые в январе должен был получить «Газэкспорт».
На прошлой неделе глава «Газпрома» встречался с Сапармуратом Ниязовым, и после переговоров концерн распространил сообщение, что стороны заявили об удовлетворенности результатами сотрудничества и подтвердили «намерение и впредь строго следовать действующим соглашениям и контрактам». Однако в пятницу в Ашхабаде заявили, что настаивают на увеличении цены газа. В то же время туркменская сторона демонстрирует готовность договариваться и, соответственно, идти на уступки, понимая, что особых альтернатив для экспорта своего газа у нее нет.
«Отмечая долгосрочный взаимовыгодный и традиционно дружественный характер туркмено-российских связей, где сотрудничеству в газовой сфере отводится стратегическое значение, собеседники выразили уверенность, что в результате продолжающегося переговорного процесса стороны придут к взаимоприемлемой договоренности, отвечающей как интересам двух стран, так и уровню межгосударственного диалога», -- говорится в заявлении государственной информационной службы новостей Туркменистана по итогам встречи.