|
|
N°25, 15 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Союзник недоволен
Армяне хотят от России большего
16 февраля глава МИД России Сергей Лавров прибудет в Ереван с двухдневным визитом. Это его первый визит в Армению в качестве главы МИДа. Москва и Ереван сверят позиции по карабахскому урегулированию накануне встречи 2 марта в Праге глав МИД Армении и Азербайджана с участием сопредседателей Минской группы ОБСЕ (Россия, США, Франция).
Москва исходит из того, что участники конфликта сами должны найти взаимоприемлемое решение конфликта, а Россия «готова оказать им активное содействие и стать гарантом договоренности». Такой же позиции держатся США и Франция. Однако Азербайджан по-прежнему выдвигает на первый план вопрос возвращения семи районов, контролируемых Карабахом. Армения же ставит во главу угла статус Нагорного Карабаха и считает остальные проблемы следствиями конфликта. Но посредники надеются если не на прорыв, то хотя бы на прогресс после переговоров в Праге.
Консультации, которые проведет в Ереване Сергей Лавров, важны и в свете предстоящей 24 февраля встречи президентов России и США в Братиславе. Уже заметна смена акцентов во внешнеполитическом мышлении если не официального Еревана, то армянского общества. Как полагают в Армении, российская дипломатия теряет темп, и регион Южного Кавказа явно уходит из сферы российской политики.
Эксперт Института гражданского общества и регионального развития г-жа Шушан Хатламаджян, признавая, что «с военно-политической точки зрения Россия действительно союзник Армении», отмечает «пассивность» Москвы. По ее мнению, «только военное присутствие России в Армении не решает комплекса стратегических проблем», а «отношения с Арменией, заявленной стратегическим партнером в регионе, кроме упомянутой военно-базовой составляющей, ничем особенным не выделяются». В интервью «Времени новостей» г-жа Хатламаджян добавила, что «даже в карабахском урегулировании участие России минимально».
Сейчас в Ереване объявлено о формировании прозападного блока, связывающего будущее Армении с интеграцией в евроатлантические структуры, в частности в НАТО. Переговоры об этом ведет с руководителями четырех оппозиционных партий, состоящих в блоке «Справедливость», лидер Либерально-прогрессивной партии Армении Ованес Ованесян. В новый альянс может войти и партия «Наследие», возглавляемая первым министром иностранных дел независимой Армении и бывшим гражданином США Раффи Ованесяном.
Многие армянские политики, как оппозиционные, так и независимые, говорят, что стратегическое партнерство России и Армении, как и партнерство в рамках СНГ, изжило себя, не дает странам политических дивидендов, зато тормозит развитие отношений с Западом и НАТО.
Все последние годы послы США в Армении не в пример российским активно общаются со всеми политическими и общественными организациями, молодежью и прессой. США в отличие от России ежегодно выделяют гуманитарную помощь Нагорному Карабаху (обычно в размере 12 млн долл.). В этом году с такой инициативой при представлении проекта бюджета на 2006 год впервые выступил президент США, а не конгресс.
О проблемах свидетельствует и то, что армянская и российская стороны не называют даже приблизительных сроков визита в Армению президента Владимира Путина. Ранее предполагалось, что он приедет в Ереван в конце февраля -- начале марта и откроет мероприятия, посвященные году России в Армении. До сих пор неясно, кто сменит на посту посла России в Ереване Анатолия Дрюкова, завершившего свою миссию. Есть данные, что на эту должность прочат представителя МИД России в Новосибирске Николая Павлова.
Гаянэ МОВСЕСЯН, Ереван