Как и предполагала газета «Время новостей», в минувшую пятницу Мособлсуд прекратил уголовное дело в отношении обвиняемых в убийстве депутата Госдумы Сергея Скорочкина.
По версии следствия, с парламентарием расправились его партнер по бизнесу из Нижнего Новгорода и ряд жителей Подмосковья. Однако присяжные уже трижды признавали их невиновными в убийстве Скорочкина. Верховный суд такие вердикты непременно отменял. Очередной процесс по скандальному делу начался 2 февраля, и почти сразу адвокаты обвиняемых потребовали прекратить дело за истечением десятилетнего срока давности. В пятницу суд удовлетворил такие ходатайства защитников. С этих пор убийство депутата будет для следствия считаться раскрытым -- подсудимые, попросив прекратить дело за давностью, автоматически признали свою вину, но наказанию они больше не подлежат.
Депутат Госдумы Сергей Скорочкин был убит 1 февраля 1995 года. В тот день он отдыхал в баре в поселке Зарайский Подмосковья. Туда ворвались люди в масках и с автоматами. Представившись сотрудниками милиции, они увели Скорочкина и расстреляли в соседнем лесу. По версии прокуратуры Московской области, преступление было связано с коммерческой деятельностью депутата, владевшего несколькими крупными предприятиями в Московской области. В начале 1994 года Скорочкин продал принадлежавшее ему АОЗТ «Спирт» бизнесмену из Нижнего Новгорода Николаю Лопухову. Всю сумму тот сразу выплатить не смог и остался должен депутату 388 тыс. долл. Когда через год г-н Лопухов понял, что расплатиться не сможет, он, по версии следствия, обратился за помощью к «авторитетному» предпринимателю из Подмосковья Олегу Липкину, оказывавшему защиту АОЗТ «Спирт» от других криминальных структур. А тот якобы привлек для расправы с депутатом своих знакомых -- Теймураза Кургина, Алексея Евсеева, Сергея Зорина и Виктора Москалева.
Представители прокуратуры много рассказывали о раскрытии громкого дела, но на суде его рассмотрение не заладилось. В ноябре 1998 года коллегия присяжных Мособлсуда оправдала почти всех подсудимых в убийстве Скорочкина, а Липкина и Кургина признала виновными лишь в похищении депутата. Верховный суд отменил такое решение, отправив дело на новое рассмотрение в Мособлсуд. Но и после этого еще две другие коллегии присяжных полностью оправдывали обвиняемых. За время этих тяжб Лопухов умер, Кургина суд освободил от наказания, так как на момент совершения преступления он был несовершеннолетним, -- для них срок давности в старом УК определен не в десять, а в пять лет.
Очередные слушания по делу должны были начаться осенью прошлого года, но процесс постоянно переносился. В результате наступило 1 февраля -- десять лет со дня гибели Скорочкина. А согласно статье 48 «старого» УК, «лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, если со дня совершения им преступления истекло десять лет».
В результате сразу после 1 февраля адвокаты подали ходатайства о прекращении дела в отношении их клиентов. «Закон четко указывает, что если истек срок давности, то дело должно быть прекращено, -- рассказала вчера в беседе с корреспондентом «Времени новостей» адвокат Олега Липкина Ираида Егорова. -- Когда мы подали такие ходатайства, прокурор возражал против закрытия дела в отношении Олега Липкина, поскольку убийство Скорочкина было значимым преступлением. Но судья в пятницу приняла решение, что дело подлежит прекращению в отношении всех обвиняемых и по всем статьям. При этом нашим клиентам было разъяснено, что закрытие дела за давностью не служит для них реабилитирующими обстоятельствами. Они согласились. Своей вины подсудимые не признают, но они так устали, что согласны на все, лишь бы их оставили в покое. У прокуратуры есть десять дней на обжалование такого решения».