|
|
N°122, 12 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Борьба за ведомственное выживание
Антимонопольный комитет ищет место под солнцем
На заседании правительства министр по антимонопольной политике Илья Южанов расскажет сегодня об основных направлениях антимонопольного регулирования на среднесрочную перспективу, а также о необходимости и значимости своего ведомства. На фоне бесконечных обещаний руководителей страны создать единый тарифный орган, в который по идее должен влиться и МАП, заявление г-на Южанова о том, что «создание в 1998 г. министерства способствовало активизации деятельности антимонопольных органов -- количество возбужденных дел возросло в два раза», выглядит попыткой продлить независимую жизнь.
В целом основные направления больше похожи на отчет МАП о проделанной работе, а вовсе не на документ, который позволит правительству увидеть высоты антимонопольного регулирования.
Правда, пара идей на среднесрочную перспективу все-таки имеется. МАП высказывается за создание «новой доктрины демонополизации», подразумевая под этим переход от «простого разукрупнения к сложному». Также намечены «масштабные обследования роли финансово-промышленных групп в стабилизации экономики».
Среди рыночных тенденций, на которые антимонополисты решили обратить особое внимание, в докладе говорится о резком расширении процесса перераспределения прав собственности. Начиная с 1998 г. создание, ликвидация или слияние предприятий -- в основном в цветной и черной металлургии, химии и нефтехимии -- выросло на 50%. Число сделок с участием иностранного капитала в 2000 г. увеличилось на 57%.
В МАП считают, что «госрегулирование процессов экономической концентрации является одной из главных мер обеспечения конкуренции, стабильности экономики и национальной безопасности». Хотя одновременно подчеркивают, что «необходимо поддерживать обоснованную концентрацию». Так, МАП высказался за создание в алюминиевой отрасли трех вертикально интегрированных компаний (ОАО «СУАЛ», «Русский алюминий» и «Холдинговая компания «Алюминий Северо-Запад», чье формирование еще продолжается). Мотив этого решения: отечественные компании должны успешно конкурировать с транснациональными корпорациями. Объяснений, почему исключительно в алюминиевой отрасли, не приводится. При этом МАП все же отдельно предлагает обеспечить «прозрачность сделок, связанных с концентрацией капитала, в том числе с участием офшорных компаний и групп аффилированных лиц».
Статистическая отчетность МАП такова: за последние три года рост нарушений антимонопольного законодательства достиг 83%, в прошлом году из 6510 возбужденных дел 5689 завершилось применением мер административного воздействия, взыскано штрафов около 13 млн рублей. Более других злоупотребляют своим доминирующим положением энергетики, газовщики, железнодорожники и связисты. На них приходится 61% нарушений. На рынке финансовых услуг наибольшее количество нарушений зафиксировано в банковской сфере -- 77,5%; в страховой -- 10,2%.
Претензии МАП к федеральным и местным органам власти выросли с 1998 г. на треть. В 2000 г. по противоправным действиям федеральных органов исполнительной власти возбуждено 29 дел в отношении Госстандарта, ГТК, Госстроя, Минздрава, Минсвязи, МПС, Минтранса, Минсельхоза и Госкомрыболовства.
Вера КУЗНЕЦОВА