|
|
N°125, 14 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Расходное место
Парламент хочет делить больше доходов
Идиллическое единение парламента и исполнительной власти нарушено, как всегда, банальным вопросом о деньгах. Президент и правительство встали на защиту проекта бюджета, оказавшегося объектом атаки сразу с нескольких направлений. Федеральная смета не нравится сенаторам -- бюджетный комитет Совета Федерации рекомендовал Думе отклонить проект в первом чтении и отправить его в согласительную комиссию. Ситуация в Думе также не слишком хороша для правительства. Глава думского бюджетного комитета Александр Жуков заявил, что «в нынешнем представленном виде Дума скорее всего отклонит бюджет в первом чтении с направлением его в согласительную комиссию». «По оценкам экспертов, объем ВВП будет на 150 млрд руб. больше, чем предполагает правительство», -- заявил г-н Жуков.
Кабинет не намерен сдавать позиции. Михаил Касьянов заявил, что правительство не станет отказываться от своей нынешней позиции в отношении макроэкономических показателей будущего года. Г-н Касьянов убежден, что правительство сможет найти с парламентом компромисс, отстоять нынешние параметры бюджета и добиться баланса интересов всех общественных групп. По его словам, хотя «дебаты вокруг бюджета всегда бывают острыми и яркими, все-таки это обычный рабочий момент».
Высокопоставленный белодомовский чиновник разъяснил, что, собственно, собирается делать правительство: «Раньше в Думе была маргинальная ситуация, когда на основе торга с лоббистами можно было продвигать бюджет. Теперь правительство рассчитывает вести диалог на политической платформе, у нас есть серьезный ресурс, который мы еще не «распечатали». То есть кабинет намерен предельно политизировать бюджетный процесс, перенеся основные дебаты из комитетов во фракции.
Под политической платформой, видимо, подразумевается политический вес Владимира Путина. Вчера президент и думские лидеры в Кремле «сверили часы». Этот процесс у них занял более четырех часов. Г-н Путин уверил присутствующих, как и подобает главе государства, в том, что подобные встречи станут регулярными. «Главная цель таких встреч -- при разночтении и разных подходах находить то, что всех нас должно объединять», -- отметил Владимир Путин.
Наиболее важным вопросом встречи был бюджет на 2001 год. Впрочем, г-н Путин для начала произнес почти двухчасовую речь, посвященную тонкостям международной политики, глобальным задачам, стоящим перед Россией, и другим важным политическим вопросам. В частности, на встрече было принято решение о создании специальной рабочей группы для решения «проблемы 2003 года» -- на этот год прогнозируют самые разные напасти, и теперь решено всем миром готовиться к их отражению. Таким образом, бюджет был как бы встроен в геополитический контекст. Впрочем, когда дело дошло до обсуждения разногласий правительства и Госдумы, Владимир Путин продемонстрировал свою готовность к диалогу. «Президент больше слушал, чем говорил, -- сказал корреспонденту газеты «Время новостей» лидер депутатской группы «Регионы России» Олег Морозов. -- Путин дал понять, что не намерен активно вмешиваться в бюджетный процесс». В то же время, по оценке г-на Морозова, президент «не заинтересован в конфликте».
Источники газеты «Время новостей» в администрации президента утверждают, что «бюджет будет принят в том виде, в котором он представлен правительством». Претензии к нему, считают в Кремле, носят "наполовину ритуальный (т.е. политический. -- Ред.), а наполовину -- сугубо практический (т.е. лоббистский. -- Ред.) характер".
Однако за несколько часов до «сверки часов» с Владимиром Путиным встречался спикер палаты Геннадий Селезнев. По возвращении из Кремля г-н Селезнев немедленно взбодрил коллег: "Президент поручил членам правительства встретиться с фракциями и комитетами Госдумы, с тем чтобы изложить свою концепцию проекта бюджета. Не отмахиваться от предложений депутатов, а проанализировать их, с тем чтобы еще до начала рассмотрения этого документа в первом чтении внести в него определенные коррективы".
Весь вопрос в том, что именно согласны корректировать в правительстве. Белодомовский источник настаивает на том, что ни макроэкономические показатели, ни цены на нефть -- главный камень преткновения -- «трогать не следует». Говоря о предложении Александра Жукова и Михаила Задорнова по увеличению доходной части за счет увеличения прогноза цен на нефть, белодомовский чиновник заметил: «Если «правые» найдут дополнительные деньги, то делить их будут «левые». В то же время г-н Касьянов заявил: «Мы не спорим с тем, что профицитный бюджет лучше бездефицитного. И у нас это учтено. Если в будущем году мы получим профицит, то эта ситуация будет урегулирована бюджетным кодексом».
Площадка для игры уже обозначена. «Правительство предлагает торг не в сфере макроэкономических показателей, а внутри бюджета, сокращая или увеличивая расходы между статьями», -- говорит белодомовский чиновник. В то же время в администрации президента утверждают, что у правительства, тем не менее, есть «кое-какой люфт» по увеличению доходной части бюджета.
На самом деле все, что происходит в последние дни, -- традиционное начало бюджетного процесса. Как обычно, проект бюджета не вызывает восторга ни у кого, кроме правительства. Как обычно, следуют ритуальные заявления парламента о том, что этот проект никогда не будет принят, и точно такие же уверения правительства, что менять ничего нельзя. И, как правило, бюджет принимается. Компромисс найти не так трудно -- особенно в рамках сокращения и увеличения расходов между статьями. А если и этого будет недостаточно, то вспомнят и про "доходный люфт".
Дарья КОРСУНСКАЯ, Вера КУЗНЕЦОВА, Андрей ДЕНИСОВ