|
|
N°23, 11 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нарушители этики
Адвокаты Алексея Пичугина опасаются лишения статуса
В деле бывшего сотрудника службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина, обвиняемого в организации нескольких убийств и покушений, вчера наметился новый скандальный поворот. Его защитники -- Ксения Костромина, Георгий Каганер и Михаил Жидков -- объявили, что председатель Мосгорсуда Ольга Егорова хочет лишить их статуса адвокатов. В Главном управлении Минюста по Москве (ГУЮ) подтвердили факт обращения из Мосгорсуда, но расценили это как рядовую проверку. Адвокаты, напротив, считают, что данная проверка -- это еще один способ оказания давления на защиту Пичугина.
Последние месяцы процесс по делу бывшего начальника 4-го отдела ЮКОСа Алексея Пичугина постоянно сопровождается скандалами. Начался суд еще в октябре прошлого года. Присяжные успели выслушать выступления 20 свидетелей обвинения из 120, но в декабре прокуратура потребовала роспуска коллегии, объяснив это тем, что заседатели часто "прогуливают". Несмотря на протесты защиты, судья Наталья Олихвер приняла решение о наборе новых присяжных, и это значило, что дело Пичугина будет рассматриваться еще раз с самого начала. Адвокат Михаил Жидков тогда заявил, что обвинение специально инициировало роспуск коллегии, поскольку «свидетели обвинения выступили очень слабо», теперь же «у обвинения появилась возможность подготовить своих свидетелей с тем, чтобы они смогли произвести впечатление на новых присяжных».
С начала года, после отбора новой коллегии присяжных, процесс опять постоянно откладывался -- в основном по болезни адвокатов. И вот вчера стало известно, что ГУЮ уведомил защитников Пичугина о проведении в отношении них проверки на предмет соблюдения этических норм поведения адвокатов. «Г-жа Егорова (председатель Мосгорсуда. -- Ред.) написала письмо в ГУЮ о том, что мы позорим высокое звание адвоката, срываем заседания, не являемся в суд, и потребовала лишить нас статуса адвоката», -- заявил вчера корреспонденту «Времени новостей» адвокат Каганер. Он рассказал, что представители управления юстиции интересовались, почему адвокаты отсутствовали на заседании 3 февраля. «Они все перевернули с ног на голову, -- возмущался адвокат. -- На отбор присяжных 17 января мы все явились, но нам объявили, что подсудимых по неизвестным причинам не доставили. На следующий день я приехал в СИЗО узнать, что случилось. Пичугин мне сообщил, что доставка на самом деле была и его привозили в суд аж дважды. Получается, что судья нас обманула. 3 февраля меня не было в суде, потому что я болел, а мой коллега показал г-же Олихвер больничный. Адвокат Ксения Костромина в тот день отсутствовала, поскольку участвовала в заседании в Конституционном суде, и об этом Наталье Олихвер также было известно. Последний раз, 7 февраля, заседание было перенесено из-за болезни одного из адвокатов второго подсудимого, Алексея Пешкуна, у которого случился сердечный приступ».
Г-н Каганер считает, что проверка была придумана специально, чтобы оказать давление на защитников. «Они хотят таким образом закрыть нам рот, и проверка -- это первое предупреждение. Меня и раньше пытались уличить в нарушении норм адвокатской этики. На предварительном следствии свидетель Игорь Коровников заявил, что я угрожал следователю убийством, а на суде объявил, что я уговаривал его отказаться от показаний и за это обещал носить ему в тюрьму передачки. Но ведь это же абсурд!» -- возмущался г-н Каганер. Кстати, по некоторым данным, именно на показаниях Коровникова, главаря тамбовской банды, осужденного на пожизненный срок за серию убийств и изнасилований, основывается все обвинение. Коровников считается исполнителем всех якобы организованных Алексеем Пичугиным и заказанных Леонидом Невзлиным (последний в рамках этого дела находится в федеральном розыске) покушений и убийств.
Между тем в ГУЮ вчера подтвердили факт проведения проверки. «Мы проводим проверку адвокатов Пичугина, но никакого ажиотажа от этого ждать не стоит, -- сообщил начальник отдела по контролю за деятельностью нотариата, адвокатуры и учреждений юстиции Сергей Леонтьев. -- Это рядовая процедура. Мосгорсуд не имеет права требовать от нас лишить кого бы то ни было статуса адвоката, а мы в свою очередь не обладаем такими полномочиями. По поступившим заявлениям мы можем лишь провести проверку на наличие нарушений, а потом направим отчет в Федеральную адвокатскую палату, которой и предстоит принимать решение. Адвокаты это отлично знают, и им не о чем волноваться».
Екатерина БУТОРИНА