|
|
N°125, 14 сентября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Опасно для жизни
"Курск" может остаться на дне моря
Подъем на поверхность погибших подводников «Курска» и самой подводной лодки может не состояться. И не из соображений радиационной безопасности, а по куда более простым причинам. По мнению некоторых экспертов правительственной комиссии, условия на лодке таковы, что скорее всего тел погибших моряков обнаружить не удастся, и поэтому нет смысла подвергать риску еще и жизни глубоководных водолазов. Об этом сообщил журналистам вице-премьер Илья Клебанов, который провел вчера очередное заседание правительственной комиссии по «Курску». По его словам, правда, получается, что пока члены комиссии отметают сомнения и намерены поднимать атомоход. Хотя на всякий случай г-н Клебанов оговорился: «это решение сегодняшнего дня».
Одновременно Илья Клебанов подчеркнул, что был удивлен высказываниями Евгения Адамова, который боится, что подъем лодки чреват радиационной опасностью. Вице-премьер считает, что таких опасений нет. По мнению г-на Клебанова, реактор может «достаточно долго находиться на дне моря, это не может быть поводом для того, чтобы не поднимать лодку». Одним словом, г-н Клебанов убежден, что радиационной катастрофы не будет в любом случае -- как при подъеме лодки, так и при захоронении ее на дне.
Однако, несмотря на громкие заявления, российские конструкторы до сих пор не знают, каким образом можно поднять лодку. Специалисты-подводники отмечают, что разговоры о подъеме «Комсомольца» шли лет пять или шесть, а субмарина до сих лежит на дне моря.
Илья Клебанов заявил, что работа внутри лодки сопряжена с колоссальным риском, и именно поэтому внутрь пойдут только российские водолазы: норвежцы проникать в отсеки «Курска» отказались, они останутся в глубоководных колоколах. При грядущем подъеме субмарины без работы людей под водой не обойтись. Риск может поставить проведение эвакуационной операции под сомнение. Особенно если учесть, что шансы обнаружить в подлодке тела погибших крайне невелики. По крайней мере, сам г-н Клебанов полагает, что в практически разрушенных первом и втором отсеках, где в момент аварии должно было быть не менее 68 человек, вряд ли можно кого-то найти. «Можно спустится под воду, зайти в эти отсеки... и выйти», -- сказал Клебанов, отметив, что «это очень тяжелый психологический и этический вопрос».
А по другим отсекам лодки уже месяц спокойно циркулирует вода и разносит морскую живность, которой весьма много на глубине 100 метров. Поэтому, как вчера впервые сказал вице-премьер, сам вопрос целесообразности подводных поисковых работ еще будет обсуждаться с родственниками погибших.
Госкомиссии предстоит принять крайне тяжелое решение: допустимо ли по отношению к родственникам всех погибших моряков начинать поиски, если уже известно, что останки более чем двух третей экипажа обнаружить и извлечь на поверхность, скорее всего, не удастся. Но пока никто ничего официально не отменяет. Подготовка к эвакуации идет по графику, на выполнение которого, сказал г-н Клебанов, не может повлиять даже то, что «Рубин» и норвежцы до сих пор не договорились о цене. Вице-премьер планирует, что операция продлится с начала октября до конца ноября.
В эти выходные начнутся тренировки российских водолазов в Норвегии или Шотландии и норвежцев -- на базе подлодки «Орел» Северного флота. Правда, наши специалисты не владеют технологиями подводной резки металла, и за них «окна» размером 1 метр на 600--700 мм выпилят норвежцы. ЦКБ «Рубин», спроектировавшее подлодку, выберет один из двух вариантов резки: водой под давлением или алмазными инструментами. Директор «Рубина» Игорь Спасский убежден, что эти дырки не ослабят конструкцию лодки, и она не развалится при подъеме. Но как осуществить подъем, пока никто сказать не может.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург