|
|
N°23, 11 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Аукцион для подсудимых
Государство пытается получить экономическую выгоду от затопления сданной в аренду шахты
Вчера в суде города Новошахтинска Ростовской области начался процесс по громкому делу об аварии на шахте «Западная-Капитальная», в результате которой более 70 горняков оказались в октябре 2003 года на несколько суток блокированы под землей. Пятеро из них погибли, около десяти попали в больницы. Спасательная операция, транслировавшаяся на всю страну почти в прямом эфире, завершилась в Кремле вручением орденов особо отличившимся. Теперь же пришло время наказывать виновных. И государство пытается сделать это с максимально возможной экономической выгодой.
Угодившие на скамью подсудимых «угольные генералы» скромно называют себя «стрелочниками». По их мнению, за аварию должны отвечать представители государства, в собственности которого и находилась шахта. В частности, подсудимые считают, что вина лежит прежде всего на чиновниках Минтопэнерго, не обеспечивших финансирование работ по поддержанию «Западной» в режиме безопасной эксплуатации.
На момент, когда вода из подземного озера прорвала один из стволов шахты и хлынула в забои, «Западная-Капитальная» принадлежала госкомпании ОАО «Ростовуголь». Но поскольку она уже давно находилась в процедуре банкротства, все принадлежавшие ей шахты, в том числе «Западную-Капитальную», сдали в аренду частному ООО «Компания Ростовуголь». Специфика подземной угледобычи такова, что шахту нельзя временно закрыть, необходимо постоянно тратиться на ее жизнедеятельность. Кроме того, необходимо было предоставить рабочие места тысячам горняков ОАО «Ростовуголь». В перспективе предполагалось, что арендатор приобретет «Западную» на аукционе по продаже имущества банкрота.
При этом в период аренды так и остался нерешенным вопрос, кто должен нести капитальные расходы по обеспечению безопасности на арендуемых шахтах. В частности, на «Западной-Капитальной» еще в начале 2003 года случился прорыв воды, который частная «Компания Ростовуголь» ликвидировала за свой счет, ожидая, что потом эти средства ей компенсирует собственник «Западной» -- государство. Но этого так и не произошло.
Теперь за октябрьскую аварию и затопление шахты отвечают начальник Ростовского управления Госгортехнадзора Анатолий Обухов, которому инкриминируют «халатность», бывший гендиректор ООО "Компания Ростовуголь" Лев Строяковский, главный инженер шахты "Западная" Геннадий Скляров и бывший технический директор "Ростовугля" Анатолий Бородин. В вину им ставят по две статьи УК РФ -- нарушение правил безопасности и нарушение правил охраны труда.
Ранее г-н Строяковский не раз заявлял, что за техническое состояние «Западной» должен был отвечать собственник, а не арендатор, и неудивительно, что он и его бывшие подчиненные вчера снова отказались признать вину. Тем не менее гособвинение продолжают настаивать, что даже если собственник «Западной-Капитальной» не обеспечил должного технического состояния шахты, обязанность руководителей арендующей ее компании состояла в том, чтобы прекратить все работы и не посылать шахтеров в забой.
Вчера гособвинитель обнародовал сумму исковых претензий к подсудимым. В общей сложности она превысила полмиллиарда рублей. В расчеты была включена балансовая стоимость утраченного в результате затопления шахты имущества, а также, что совсем уж дико, потерянная прибыль предприятия. Хотя государственная компания «Ростовуголь», имея в собственности «Западную-Капитальную» и другие шахты, фиксировала исключительно убытки.
Примечательно, впрочем, другое. Если бы шахту не сдавали в аренду, ее бы все равно затопило. До завершения процедуры банкротства государственного «Ростовугля» осуществить модернизацию шахты, достаточную для того, чтобы противостоять давлению подземного озера, было технически невозможно. Таким образом, если суд признает вину подсудимых, а также обоснованность предъявленных им исковых требований, государство очень выгодно реализует заведомый «топляк», за который и в нормальном-то состоянии потенциальные инвесторы едва ли выложили бы полмиллиарда. Это подтверждают и недавние аукционы по продаже других шахт банкротящегося «Ростовугля».
Лариса НИКИТИНА, Ростов-на-Дону