|
|
N°23, 11 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Горим на мелочах
Количество проигранных Россией дел в Страсбурге будет расти
Россия заняла первое место по числу жалоб, подаваемых на нее в Европейский суд по правам человека, но при этом власти нашей страны, похоже, не готовы менять сложившуюся карательную судебную практику. С 1998 года против Москвы было подано около 22 тысяч жалоб (львиная их доля еще не рассмотрена), по которым 22 дела Россия проиграла. Правда, подводя вчера эти нерадостные предварительные итоги, уполномоченный РФ при Европейском суде Павел Лаптев нашел утешение в том, что по числу жалоб на душу населения мы уступаем многим странам. «Российскую Федерацию нельзя сравнивать с Андоррой или Люксембургом, где население неизмеримо меньше, -- заявил он. -- Если посчитать число жалоб на душу населения, Россия войдет в третью десятку».
Впрочем, у России есть шанс подняться и на более "почетный" уровень: в 2002 году жалобы подали 2700 россиян, в 2003-м -- 6000, а в 2004-м -- 6600. При этом в 2003 году было вынесено пять решений по российским делам, в 2004-м -- уже 22 и только за январь 2005 года -- 12 постановлений. По прогнозам г-на Лаптева, при таких темпах к концу года можно ожидать ста постановлений по российским делам.
Некоторые из проигранных дел наносят довольно ощутимый удар по имиджу России, которая в Европейском суде уступает тем, кого ей удалось легко переиграть «на своем правовом поле». Так, в прошлом году Страсбург присудил 88 тыс. евро компенсации Владимиру Гусинскому, признав, что в конфликте с медиамагнатом государство нарушило его права. В 2004-м были рассмотрены и жалобы чеченцев, обвинивших российских военных в убийстве их родных. Наконец, России предписано выплатить рекордную для нашей страны сумму в 600 тыс. евро по делу "Илие Илашку и другие vs. Россия и Молдова". Политические же последствия этого вердикта еще серьезнее, нежели финансовые, -- Москву обвинили в поддержке приднестровских сепаратистов, признав, что она несет ответственность за все нарушения прав человека, которые происходили в окрестностях Тирасполя в начале 90-х годов.
И, судя по всему, количество проигранных дел будет расти. Обычно Европейский суд дает государству несколько лет "на раскачку" для приведения его законодательства и практики в соответствие с европейскими стандартами. Между тем представляющий нашу страну в Страсбурге судья Анатолий Ковлер признал, что Европейский суд перестал относиться к России как к новичку и применяет к ней общие правила.
При этом "палитра нарушений" становится все богаче. Так, в последнее время стали появляться жалобы, связанные с давлением на региональную прессу, а недавно Евросудом были признаны приемлемыми жалобы, связанные с проблемами регистрации религиозных и общественных организаций. Но в основном россияне жалуются на неисполнение судебных решений, отмену решений надзорной инстанции и условия содержания под стражей. Г-н Ковлер заявил, что только 33--34% содержавшихся в заключении на стадии следствия приговариваются к реальным срокам лишения свободы. "Значит, была применена излишне жесткая мера пресечения, значит, люди сидели зря", -- отметил судья. Примечательно, что при этом он считает "безукоризненной" российскую процедуру избрания меры пресечения обвиняемым. "По качеству судебных постановлений мы ничем не уступаем другим европейским странам. Но несоблюдение сроков продления ареста, опоздание на три-четыре дня.... Мы горим на мелочах», -- посетовал единственный российский судья в Страсбурге.
Юрий КОЛЕСОВ