|
|
N°23, 11 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бежать впереди бензобака
Александр Жуков готов присоединиться к акциям протеста автовладельцев
Проезжая часть продолжает оставаться самым популярным местом для акций протеста в России. Вчера на улицах российских городов внимание властей к своим проблемам пытались привлечь сотрудники транспортных компаний и простые автолюбители, недовольные ростом цен на бензин. Правда, до блокирования дорог и создания искусственных пробок дело не дошло, демонстранты ограничились пикетами и организацией «колонн протеста» на крупных магистралях. Однако водители обещают правительству усложнить дорожную ситуацию по всей стране, если власти не вмешаются в деятельность нефтяников и не найдут возможность повлиять на их ценовую политику.
Митинги автомобилистов прошли практически по всей России: в Хабаровске, Новосибирске, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге, в Волгограде и Архангельске. В Москве на кольцевой автодороге утром курсировала колонна из нескольких сотен грузовиков, облепленных лозунгами с призывами навести порядок с ценами на топливо. Требования к олигархам «не лезть в карман к водителям» раздавались и на Горбатом мостике у Дома правительства, где собрались представители профсоюза транспортников, Ассоциации международных перевозок, Российского автотранспортного союза и Всероссийского общества автолюбителей. В Санкт-Петербурге на перекрестке Московского шоссе и Дунайского проспекта протестовали около 300 водителей грузовиков. В своей петиции, направленной в Смольный, они утверждают, что рост цен на топливо и повышение транспортного налога «подвели большинство российских транспортных предприятий к финансовому краху». На митинге представителей транспортных предприятий Хабаровска говорили о том, что расходы на топливо (а в крае цены на него за год выросли на 34%) стали непосильными не только для предприятий и частных перевозчиков, но и для автолюбителей. Участники всех митингов требовали установить государственный контроль за ценой на топливо, а заодно ввести более суровую ответственность за продажу некачественного бензина.
Примечательно, что представители как центральной, так и региональных властей не только обратили внимание на акции автомобилистов, но и попытались обернуть их себе на пользу. Первый вице-премьер Александр Жуков, встретившийся вчера с организовавшими митинг у Белого дома руководителями Общероссийского профсоюза работников автотранспорта, даже заявил, что правительству нужны подобные акции для борьбы с нефтяным лобби. Г-н Жуков фактически подтвердил наличие картельного сговора между крупнейшими нефтяными компаниями, однако посетовал на то, что существующие законы не позволяют ни толком доказать этот факт, ни наказать за него.
По словам вице-премьера, штрафные санкции невелики: «Заплатил 15 тыс. долл. и все». В то же время он заверил, что кабинет министров намерен скорректировать законодательство и активнее использовать возможности Федеральной антимонопольной службы. По словам Александра Жукова, Белый дом до 1 марта внесет в Госдуму закон о конкуренции, который позволит при доказательстве факта сговора ввести такие штрафные санкции, что, как выразился вице-премьер, «мало не покажется». При этом г-н Жуков призвал транспортников и автомобилистов всеми доступными способами, в том числе и митингами, оказать давление на нижнюю палату, где, по его мнению, закон встретит мощное противодействие со стороны нефтяного лобби.
Однако желание чиновников примкнуть к «маршу пустых баков» вызвало одобрение далеко не у всех организаторов акций протеста. В частности, Движение автомобилистов России (ДАР) считает, что вина за то, что по ценам на бензин наша страна, являющаяся крупнейшим экспортером энергоресурсов, уже догнала и перегнала Америку, лежит в первую очередь на правительстве. «Существует еще и сговор между федеральными и региональными властями и крупными нефтяными компаниями, -- завил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» председатель ДАР, депутат Госдумы Виктор Похмелкин. -- Ни для кого не секрет, что есть регионы, «закрепленные» за ЛУКОЙЛом, есть -- за ТНК. И этот раздел территорий поощряется властями». Белый дом же, по мнению депутата, «демонстрирует свое полное бессилие в борьбе со сговором нефтяных баронов».
По словам г-на Похмелкина, требования автомобилистов о госрегулировании цен на топливо не надо понимать буквально. «Никто на самом деле не призывает вводить административные меры в торговле бензином, которые приведут к дефициту, -- говорит он. -- Есть же и опробованные рыночные методы». Таковыми депутат считает, в частности, жесткую антимонопольную политику, развитие конкуренции в отрасли, биржевую торговлю и управление запасами нефтепродуктов. По мнению лидера Движения автомобилистов, все рычаги и раньше были в распоряжении властей, но активно ими никто не пользовался. «Люди это прекрасно видят, -- заметил г-н Похмелкин. -- Я только что вернулся с митинга в Перми, и там в выступлениях давался очень грамотный анализ ситуации. А грамотные автомобилисты могут парализовать экономическую жизнь в стране. И власть должна их услышать. Иначе это может оказаться уже другая власть».
Ирина БЕЛАШЕВА