Время новостей
     N°122, 12 июля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.07.2001
Грузите бочками
Чужое ядерное топливо ввозить к нам уже можно. Но осторожно
Облученное ядерное топливо в Россию ввозить будут, но не скоро. Владимир Путин подписал пакет законов, разрешающих его ввоз, и в некотором роде уравновесил их созданием общественной комиссии, которая будет давать заключение на каждый контракт.

Противники ввоза ОЯТ сразу же назвали решение президента «большой политической ошибкой». Лидер СПС Борис Немцов выказал уверенность в том, что «отдаленные последствия этого решения будут губительны для страны» и обещанных денег Россия не получит. Следующий президент России, надеется Немцов, отменит эти законы.

«Яблоко» призывает президента «еще раз вернуться к рассмотрению этого вопроса и внести в подписанный им пакет законов поправки, направленные на устранение наиболее опасных последствий его принятия», как заявил лидер партии Григорий Явлинский. Параллельно «Яблоко» намерено продолжать сбор подписей за проведение референдума по вопросу ввоза -- их необходимо набрать не менее двух миллионов. А «зеленые» пообещали Интерфаксу лечь на рельсы, по которым будут везти ОЯТ.

И хотя атомщики вышли из противостояния победителями, им, тем не менее, придется теперь иметь дело со специальной комиссией, от которой, судя по всему, будет довольно много зависеть. Атомный министр Александр Румянцев заявил, что «процедура из-за этого может затянуться, но указ президента не обсуждается, а исполняется».

В комиссию, возглавляемую депутатом-коммунистом доктором физико-математических наук, нобелевским лауреатом Жоресом Алферовым, должны войти по пять представителей от Госдумы, Совета Федерации и правительства, а еще пятерых представит лично Владимир Путин. На вопрос о том, сможет ли комиссия наложить вето на тот или иной контракт, г-н Румянцев ответил: «О вето нигде ничего не говорится. Но в поправке, которую президент внес в Госдуму, записано, что ввоз в Россию облученных тепловыделяющих сборок возможен только после положительного заключения комиссии».

Источники газеты «Время новостей» в администрации президента утверждают, что именно такой вариант может обеспечить компромисс между интересами общества и государства. Ведь согласно социологическим опросам подавляющее большинство россиян настроено категорически против ввоза ОЯТ. Правительство же нуждается в средствах для поддержания одной из самых технологически развитых отраслей да и для реабилитации загрязненных собственными радиоактивными производствами территорий.

Вместе с тем главный противник ввоза ОЯТ Григорий Явлинский считает, что создание специальной комиссии -- это «необходимый, но совершенно недостаточный шаг», к тому же назначение ее председателем Жореса Алферова, «являющегося активным сторонником ввоза ОЯТ, дает основание сомневаться в возможности общества получать от этой комиссии объективные заключения».

Александр Румянцев же придерживается иной точки зрения: комиссия, считает он, будет контролировать как вопросы безопасности в каждом контракте, так и финансовые потоки. При этом деньги, по его словам, будут сначала поступать в «один из банков с государственным участием -- либо в Сбербанк, либо во Внешэкономбанк, либо во Внешторгбанк, -- а затем в течение дня в федеральное казначейство, в бюджет». Расходоваться они будут так: 25% направят в регионы, где будет производиться хранение и переработка ОЯТ, 75% -- на государственные экологические программы.

Однако никто не знает, сколько денег может быть получено от такого проекта. «Никакого серьезного бизнес-плана нет», -- признал г-н Румянцев. Цены колеблются от 800 долл. за килограмм (при возврате отходов от переработки ОЯТ, которые составляют около 1% от массы ввозимого топлива) до 1,5 тыс. долл. (если отходы утилизируются в стране, которая перерабатывает ОЯТ). Россия может рассчитывать «максимум на 10% рынка ОЯТ, а реально -- на 5%», то есть на 10--20 тыс. тонн в год.

Покупать ОЯТ коммерчески выгоднее, если отходы от переработки останутся в России, говорят атомщики. Тогда цена возрастает почти в два раза. «Но здесь надо смотреть на экологию, -- говорит министр. -- И если с этой точки зрения контракт невыгоден, то его заключать никто не будет».

В России есть технологии, которые позволяют переводить отходы из радиоактивной фазы в нерадиоактивную, но пока это лишь лабораторные разработки, промышленных еще нет. Тем не менее, считает заместитель министра Валентин Иванов, эти отходы Россия будет в состоянии утилизировать.

Президент же Курчатовского института академик Евгений Велихов полагает: «Если Россия будет ввозить ОЯТ, она усилит собственную безопасность. Из шести килограммов топлива можно сделать одну ядерную боеголовку, а из 20 тысяч тонн -- несколько тысяч. То есть из этого объема ОЯТ в мире потенциально может быть создано несколько тысяч боеголовок, которые, не исключено, могли бы использоваться против России».



Жорес Алферов: «Я верю Минатому»

Глава общественной комиссии Жорес Алферов ответил на вопросы корреспондента газеты «Время новостей» Ольги ПАВЛОВОЙ.

-- В XXI веке атомная энергетика будет развиваться очень активно, и альтернативы ей нет. Моим любимым видом энергетики является все-таки солнечная, но она еще долго будет играть вспомогательную роль.

Я верю Минатому. Это именно то министерство, которое сумело сохранить свой научный и технический потенциал, а без развития высокотехнологичных отраслей промышленности Россия теряет всякую перспективу развития.

Но расходование средств, полученных за ввоз на территорию России зарубежного облученного ядерного топлива, должно быть абсолютно прозрачным. В первую очередь эти средства должны идти на улучшение экологического состояния объектов атомной промышленности и лишь потом -- на развитие технологий хранения и переработки ОЯТ. «Атомные» деньги не должны раствориться в бюджете, их следует консолидировать в самостоятельном фонде.

-- Войдет ли в состав комиссии академик Алексей Яблоков, твердый противник ввоза иностранного ОЯТ?

-- Здесь надо десять раз подумать. В позиции академика Яблокова очень часто над научно-техническими сторонами вопроса превалируют политические. А политике не должно быть места в работе спецкомиссии.

-- Не является ли создание комиссии лишь попыткой успокоить население страны, большинство которого выступает против ввоза ОЯТ?

-- Это не успокоение общественного мнения, тем более моим именем, а шаг президента навстречу общественности.

Николай ГОРЕЛОВ