Время новостей
     N°22, 10 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.02.2005
Денег стало не хватать
«Роснефть» отказалась от строительства НПЗ в Ленинградской области
У «Роснефти», потратившейся на покупку «Юганскнефтегаза», не находится денег на менее масштабные инвестпроекты. Компания была вынуждена отказаться от сооружения НПЗ и заморозить проект нефтетерминала в порту Приморск Ленинградской области, которые в сумме требуют капиталовложений примерно 1,8 млрд долл. «Роснефть» официально уведомила областное правительство о том, что завод она строить вообще не будет, а с терминалом повременит, пока не нашелся для нее новый стратегический партнер. Об этом вчера сообщил на пресс-конференции вице-губернатор Ленобласти Григорий Двас.

Несколько лет назад «Роснефть» и «Суртугнефтегаз» пообещали Ленинградской области построить терминал и НПЗ. «Роснефть» собиралась перерабатывать и перегружать в Приморске сырье ненецкой компании «Северная нефть», а «Сургутнефтегаз», добывающий почти в три раза больше нефти, чем может переработать, смог бы улучшить баланс между добычей и процессингом. Вдобавок обе компании смогли бы сэкономить на доставке сырья и нефтепродуктов в порты Балтии железнодорожным транспортом. Однако год назад «Роснефть» уже самостоятельно, без «Сургутнефтегаза», подала в правительство Ленобласти заявку на строительство терминала мощностью 30 млн тонн в год и стоимостью 400 млн долл. В марте прошлого года просьба была удовлетворена. Несмотря на то что заявка подавалась стопроцентной «дочкой» «Роснефти» -- ЗАО "Инвестстройтерминал", в обеих компаниях год назад заявили, что и «Роснефть», и «Сургутнефтегаз» хотят построить как терминал, так и НПЗ мощностью 8--10 млн тонн в год. Такой завод требует инвестиций в размере около 1,4 млрд долл.

Но уже через два месяца «Сургутнефтегаз» сообщил, что, изучив детали проекта, решил не строить новый завод, а сосредоточить усилия на реконструкции единственного НПЗ компании в Киришах (Ленинградская обл.) -- построить комплекс гидрокрекинга стоимостью 700--750 млн долл. И хотя глава компании Владимир Богданов неоднократно заверял областных чиновников, что хочет строить терминал в Приморске, он всегда подчеркивал, что приоритетом для него является другой терминал -- в бухте Батарейная, построить который компания обещает уже примерно десять лет.

Вчера же выяснилось, что из проекта строительства НПЗ в Приморске вышел и второй его участник. Г-н Двас объявил, что «Роснефть» прислала в областное правительство официальный отказ. И добавил, что строить терминал госкомпания не отказывается, но предупреждает, что сейчас занята поиском стратегического партнера для возведения перегрузочного комплекса. Отказ «Роснефти» от строительства НПЗ в Ленобласти выглядит логичным в свете того, что практически все сырье, добываемое «Северной нефтью», госкомпания отправляет через Архангельск и Мурманск танкерами в Европу. «Роснефть» в этом году экспортирует по этой схеме 3,2 млн тонн нефти.

Г-н Двас подчеркнул, что областное правительство не получало официального уведомления от «Сургутнефтегаза» об отказе от строительства НПЗ и терминала. Но он не считает, что у «Сургутнефтегаза» есть резон строить терминал в бухте Батарейная: по мнению вице-губернатора, для экспорта нефтепродуктов с Киришского НПЗ компании Владимира Богданова вполне достаточно трубы и терминала «Транснефтепродукта». Эти два объекта начнут строиться в конце этого года и рассчитаны на суммарный экспорт 24 млн тонн в год через порт Приморска. «В приложении к этому проекту сказано, что «Сургутнефтегаз» обязуется все нефтепродукты отправлять в трубу Кириши--Приморск. Я не понимаю, откуда «Сургут» возьмет нефтепродукты на трубу Кириши--Батарейная», -- сказал г-н Двас.

Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург