|
|
N°122, 12 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Русско-американская оборона
Москва и Вашингтон нашли общий прицел
Оказывается, в некоторых ситуациях Россия и США вполне могут выступать совместно против ООН. На проходящей в Нью-Йорке первой международной конференции по борьбе с незаконной торговлей стрелковым оружием, которую проводит ООН, ее участники предложили запретить частную продажу оружия -- по их мнению, этим должно заниматься только государство. Против этого тут же возразил замгоссекретаря Джон Болтон: право на оружие гарантировано конституцией, США не поддержит никаких мер по ограничению его хождения. Американского дипломата поддержал российский: замминистра иностранных дел Сергей Орджоникидзе заявил, что «не хотел бы обсуждать, каким путем законно проданное оружие попадает преступникам», предложив ООН в первую очередь обратить внимание именно на незаконную торговлю. Во взаимопонимании Москвы и Вашингтона нет ничего странного: Россия, США и Китай -- крупнейшие экспортеры стрелкового оружия в мире.
Принципиальные борцы против оружия изначально добивались того, чтобы конференция не ограничила задачи обузданием лишь незаконной торговли. «Если не контролировать распространение оружия, которым торгуют на законных основаниях, то оно все равно будет просачиваться на черный рынок», -- замечает Джуст Халтерман, один из руководителей правозащитной организации Human Rights Watch. Активные же сторонники права на оружие из числа участников конференции, например, президент Национальной стрелковой ассоциации США Уэйн Лапьер, доказывают, что это право является одной из основополагающих гражданских свобод.
Так же, как и недавняя спецсессия Генеральной ассамблеи по борьбе со СПИДом, конференция по оружию является детищем генсека ООН Кофи Аннана. Как заявил сам генсек, он рад, что международное сообщество наконец признало необходимость заняться проблемой стрелкового оружия, от которого в мире гибнет больше людей, чем от авиабомб и снарядов.
Эксперты тем не менее предсказывают, что прорывов на конференции ожидать не стоит и наиболее жесткие меры, содержащиеся в проекте заключительного документа конференции, будут забаллотированы. Организаторы же конференции черпают надежды из опыта Болгарии, которая была одним из самых крупных экспортеров стрелкового оружия в мире и гордилась качеством своих «калашниковых», но последнее время резко сократила эту торговлю, хотя это принесло большие тяготы рабочим оружейных предприятий. В одном лишь Казанлуке, где находится несколько военных заводов, за последние девять месяцев работу потеряли больше тысячи человек. В 90-х годах болгарское оружие контрабандой попадало в страны, бывшие объектами международных санкций, как Ирак и Ливия, или оказывалось в руках враждующих фракций в бывшей Югославии и Руанде и сепаратистов в Западной Бенгалии, Йемене, Анголе и на Шри-Ланке. Та же Human Rights Watch сообщила, что 70 тонн болгарских «калашниковых» было сброшено на парашютах религиозным радикалам в Индии.
Фурор произвели сообщения о том, что граждане Литвы Александр Даричев и Александр Погребежский пытались продать зенитно-ракетные комплексы «Игла» и «Стрела» болгарского производства двум американцам, которые выдавали себя за представителей колумбийского наркокартеля, но оказались сотрудниками правоохранительных органов. В конце концов София сочла за благо усилить контроль за экспортом стрелкового оружия. Устроители конференции надеются, что примеру Болгарии последуют и другие страны.
По данным ООН, в мире сейчас имеется примерно 500 миллионов единиц стрелкового оружия, 40--60% которого приобретено и хранится незаконно. Объем торговли достигает 4--6 миллиардов долларов в год.
Владимир КОЗЛОВСКИЙ, Нью-Йорк, Евгений АНТОНОВ