|
|
N°23, 11 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Как в девятьсот пятом
«Ночные снайперы» в японском контексте
Наша не знающая пределов любовь к Японии и японской культуре не идет на убыль. Во МХАТ имени Горького Диана Арбенина и ее группа «Ночные снайперы» представили публике совместную программу с Кадзуфуми Миядзавой -- японским то ли поп-, то ли рок-музыкантом (мнения тут могут быть разные).
«Совместность» программы в чаду и угаре предконцертной рекламы-раскрутки оказалась несколько преувеличенной: в первом отделении играли «Ночные снайперы», во втором -- японские музыканты; а моментов, когда Арбенина и Миядзава пели вместе, было совсем мало. Несмотря на это, снайперские фанаты по-старому радостно бесновались, а представители японской диаспоры взирали на сцену благосклонно -- всем хорошо было. Ворчали только чинные билетерши, недовольные тем, что сцену замусорили бумажными самолетиками. Перед горемычными работниками МХАТа давно стоит непосильная задача -- смиряться с буйством ошалелых рокеров в респектабельном партере.
История знакомства японского вокалиста со «Снайперами» туманна. По одной из версий, Миядзава впервые увидел группу еще в старом составе, до ссоры Арбениной и скрипачки Светланы Сургановой. Вроде бы и первое предложение о сотрудничестве выслушала Сурганова. Но многое изменилось, и теперь даже вражеское имя скрипачки во время пресс-конференции не звучит. Благоразумно не вспоминает о ней и Миядзава. Вместо этого речь шла о возвращении Японии Курильских островов (идея, радостно поддержанная обоими музыкантами -- широк творческий человек), о состоянии российской рок-сцены и японского шоу-бизнеса, о кризисе на «Нашем радио» и об образе Токио у Рю Мураками -- одним словом, о культурнейшей русско-японской дружбе. По ходу дела Арбенина высказалась об отечественной рок-музыке предельно жестко, как высказывалась уже не однажды. Нету у нас ничего стоящего; в мутном рок-болотце с 89-го года не появилось ничего яркого, достойного внимания. Стоит ли говорить о том, что музыкант, аттестующий таким образом своих коллег, себя к обитателям вышеупомянутого болотца не причисляет?
В первом отделении радикальный арбенинский приговор то и дело приходил на ум. Можно по-разному оценивать таланты людей, которые сейчас называют себя русским роком; можно даже на все сто процентов с Арбениной согласиться. Не вполне понятно другое: чем группа «Ночные снайперы» выделяется на общем фоне? Снова в их классическом репертуаре жемчужинами показались акустическое «Опасное лето» и хит «Ты дарила мне розы» -- может быть, потому, что Арбенина оптимально смотрится в рамках шансона -- нашего, русского, вырастающего на одноименном радио. В тот же момент, когда дело доходит до собственно рока, пиши пропало. Все эти шепоты и крики, визг гитар и истерические соло на ударных нам бесконечно знакомы -- что у Арбениной, что у доброго десятка ее коллег.
Вполне традиционный снайперский концерт сменился выступлением Кадзуфуми Миядзавы и целой армии его музыкантов. Легкий хип-хоп тяготеет к пентатонике; лихой самурайский рэп превращается в эстрадную песенку -- кто и почему мог назвать Миядзаву рокером? Заставляя мхатовский партер скакать от восторга под разудалую плясовую или наигрывая лирические баллады на акустической гитаре, японский музыкант каждую минуту демонстрирует блестящее мастерство. Качественная попса, крепко сбитая, сделанная профессиональными музыкантами и звукорежиссерами. Попса, какой нам и не снилось, звучала во втором отделении, и рок-фанаты преданно ей внимали. Японец заворожил. И дело, кажется, не в том, что японская музыкальная традиция здесь непривычна и потому интересна, -- Миядзава, по большей части, играет музыку вполне европеизированную. Дело в профессионализме. И в том, что наш безудержный (для организаторов концерта -- коммерчески выгодный) интерес к Японии в очередной раз нашел себе подтверждение.
По сути, проект Миядзавы и Арбениной отлично вписывается в общую систему наших с Японией отношений. Эти отношения, с одной стороны, определяются линией «Акунин -- Мураками (2 шт.) -- суши»; другая же линия тянется от проигранной войны (1905) к проигранному футбольному матчу (2002). И хотя задумана совместная программа была исключительно в мирных культуртрегерских целях, нельзя не заметить, что Япония в очередной раз побила Россию. Пусть и исключительно культурно.
Анна НЕМЗЕР