|
|
N°22, 10 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Франко-германский альянс
Сегодня начинается 55-й Берлинский кинофестиваль
В конкурсной программе Берлинале соревнуется 21 картина, в том числе «Солнце» Александра Сокурова (см. рецензию Алены Солнцевой). Фильм открытия, «Мужской разговор» респектабельно-глянцевого француза Режиса Варнье («Восток-Запад»), также участвует в борьбе за «Золотого медведя».
По замыслу организаторов, нынешний фестиваль должен продемонстрировать «хорошее здоровье европейского кино», поэтому более трети конкурса отвели под немецкие и французские картины. Если же учитывать копродукции, Франция и (или) Германия значатся в титрах 12 (!) картин.
У хозяев, пожалуй, стоит обратить внимание на комический фильм-коллаж Ханнеса Штера «Один день в Европе» (этот режиссер известен нам по дебютной работе «Берлин -- это в Германии»). У французов человеческий и социальный интерес вызывает фильм Робера Гедигяна о последних днях Франсуа Миттерана «Прогуливающийся по Марсовому полю», а художественный -- «Мое сердце перестало биться» Жака Одьяра, который год от года снимает все интереснее и оригинальнее (его предыдущая работа «Читай по губам» была в российском прокате).
Американцы выставили в конкурс новую работу смехотворца Уэса Андерсона «Водная жизнь со Стивом Зиссу» (поклонники «Семейки Тенненбаумов» должны иметь в виду, что в российский прокат она выйдет под названием «Утомленные морем») и черную «наркотическую» комедию клипмейкера Майка Миллза «Сосунок» с участием Кину Ривза. Политический аспект фестиваля, традиционно важный для Берлина, на этот раз посвящен Африке («Однажды в апреле» Рауля Пека рассказывает о гражданской войне в Руанде) и Палестине («Рай сейчас» Хани Абу-Ассада обещает поведать о том, что чувствуют террористы-самоубийцы перед смертью). А поклонники авторского кино обратят внимание на новый фильм тайваньца Цая Мин-ляна «Своевольное облачко» и «Спрятанный клинок» японца Йоджи Ямады, тем более что отбор азиатских фильмов на Берлинском фестивале всегда отличался безукоризненной точностью.
Из фестивалей «большой тройки» (Канн, Венеция, Берлин) у Берлина, без сомнения, особое лицо и, пожалуй, самое симпатичное. Во-первых, демократизм. Это не только отсутствие излишней шумихи вокруг звезд (которой в минувшем году грешила даже Венеция) и огромный зал фестивального дворца, куда попадают все и всегда (каннской иерархии «престижных» и «непрестижных» аккредитаций здесь не существует), но и критерии отбора. В Берлине к фильмам со всего мира относятся с доброжелательным удивлением: «Ну, надо же, смотри-ка, сняли кино!» -- и приглашают их активно и с удовольствием. На моей памяти не было случая, чтобы в Берлине был освистан хоть один фильм, как это сплошь и рядом бывает в снобистском и агрессивном Канне.
Во-вторых, мультикультурализм. В программе этого года -- более 350 фильмов со всех континентов, кроме Антарктиды. Картины эти разного качества, но для примера напомним, что именно в Берлине четыре года назад был открыт для западного мира кореец Пак Чан-Вук, режиссер фильма Old Boy -- главной сенсации последнего Каннского фестиваля. Да и сам район Потсдаммерплац, где на пятачке в пару квадратных километров проводится фестиваль, своего рода символ нового, интернационального и децентрализованного мира. Это футуристическая утопия из стекла и металла, выстроенная иммигрантами со всего света на обломках Берлинской стены -- наглядного воплощения прежней, биполярной политической модели.
В-третьих, что греха таить, немцы нас любят. Или по крайней мере относятся с особым вниманием. В этом году в основном конкурсе -- «Солнце» Сокурова, в «Панораме» -- «Марс» Анны Меликян, в «Форуме» -- Пакостник» Татьяны Деткиной, в конкурсе короткометражек -- «Справка» Киры Муратовой, среди документальных фильмов -- «Фотолюбитель» Ирины Гедрович. Приятно, что и говорить.
«Мы хотим, чтобы Берлинале был самым дружелюбным фестивалем мира», -- говорит директор фестиваля Дитер Косслик. Цель эта почти достигнута. За ходом фестиваля следите по репортажам вашего корреспондента. Закроется Берлинале 20 февраля фильмом Билла Кондона «Кинси» -- кинобиографией знаменитого сексолога, исследования которого стали откровением для жителей послевоенной Америки. Об итогах фестиваля читайте 21 февраля, в понедельник.
Алексей МЕДВЕДЕВ