|
|
N°122, 12 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
За гранью фантастики
Группа «М.А.Р.С. атакует» несет в массы музыку серф
Булькающая, пузыристая и жужжащая музыка в стиле серф (surf), родившаяся в конце 50-х годов из океанической пены, набегающей на калифорнийские пляжи, была не особенно-то знакома нашим меломанам. Первое и едва ли не единственное, что приходит на ум, -- заставка к «Международной панораме», в которой реверберировали гитарные раскаты неназванных The Ventures. Чуть позже эту музыку заставил вспомнить и полюбить Квентин Тарантино, приправивший Диком Дейлом и прочими корифеями направления саундтрек к «Криминальному чтиву».
Серф кинулись слушать все кому не лень, но вот играть его как-то особенно не торопились (долгое время едва ли не единственным примером отечественного серфа был замогильный инструментал ростовской группы «Зазеркалье» под жизнеутверждающим названием «Черепа и каски»). Да и сейчас особенно не торопятся. Московская группа «М.А.Р.С. атакует» является отрадным и весьма специфическим исключением. Их концерты -- практическое занятие по ретрофутурологии, путешествие в то самое невозможное «будущее», которое наступило только в забытых теперь фантастических фильмах об атаках летающих блюдец и нашествии роботов-монстров. Трэш музыкальный (а именно по этому разряду музыка подобного сорта проходила последние лет тридцать) органично смыкается с трэшем визуальным -- и все довольны. Вибрации серфовых композиций и впрямь недурно рифмуются со всякого рода чертовщиной и аномальщиной: достаточно вспомнить, под какую музыку в советском мультфильме про Карлсона дикое, но симпатичное привидение с мотором гоняло жуликов по рисованным стокгольмским крышам -- всем серфам серф!
Но до настоящих ужасов и оголтелого сатанизма серферы (в отличие от иных металлистов) все-таки не доходят. Все страшилки остаются на вполне шутейном, хэллоуиновском уровне, нисколько не теряя при этом в стильности. И в этом плане «М.А.Р.С. атакует» оставляет следы на тех же самых пыльных тропинках далеких планет, которые усердно топчут корифеи американского неосерфа -- такие, как помешанные на пришельцах Man or Astorman или Ghostly Ones с их эстетикой оскаленных тыкв и болтов, торчащих из-за ушей франкенштейновского чудища. Но даже сюда «марсианам» удалось привнести нечто свое, родное.
В видеонарезках, нередко сопровождающих их выступления, сменяют друг друга герои нашей собственной кинофантастики, забытой и безукоризненной. Этакой советской «сумеречной зоны», где царили акванавты и космодесантники, безумные иностранные ученые и их хозяева -- оголтелые поджигатели войны, роботы и космонавты. А со сцены тем временем волнами ниспадают потусторонние звуки легендарного терменвокса и несется пропущенная через серф-трансформатор «Катюша». Слова, как и положено, опущены. Но неизбежно подразумеваются «Расцветали яблони и груши...» Про груши ничего определенного сказать нельзя, но вот с яблонями-то как раз все предельно ясно. Это те самые насаждения, о которых пелось в другой популярной песне -- «И на Марсе будут яблони цвести». Говорят, растения лучше развиваются под музыку. Так вот лучшего звукоряда, чем «М.А.Р.С. атакует», для межпланетных селекционеров не найти.
«М.А.Р.С. атакует» можно будет увидеть и услышать сегодня в 22.00 в клубе «16 тонн» и завтра в то же время в «ОГИ».
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ