|
|
N°21, 09 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
А губернатор против
Власти Карелии намерены блокировать объединение электростанций северо-запада
В интриге вокруг создания территориальной генерирующей компании (ТГК) на северо-западе (ТГК-1) неожиданно появилась новая, уже четвертая по счету (после РАО «ЕЭС России», финского концерна Fortum и «Ленэнерго») сторона. Ею стали власти Карелии, которые неожиданно резко выступили против самой идеи объединения электростанций своей республики с мощностями Санкт-Петербурга, Мурманской и Ленинградской областей.
Менеджмент «Ленэнерго», прежде всего гендиректор Андрей Лихачев, член правления РАО «ЕЭС» Михаил Абызов и финский Fortum, владеющий блокпакетом «Ленэнерго», уже несколько месяцев не могут договориться о том, при помощи какого механизма и в какие сроки создавать ТГК. В частности, Fortum предпочел бы, чтобы генерирующие мощности передавались ТГК не на правах аренды, а в собственность. А гг. Абызов и Лихачев претендуют на ведущие позиции в будущей ТГК: член правления РАО предпочел бы, чтобы вся работа проводилась под его жестким контролем, а это не может не вызывать раздражения менеджеров питерской энергокомпании. В результате собрание учредителей ТГК, ранее запланированное на конец января, перенесено на неопределенный срок из-за того, что совет директоров «Ленэнерго», в котором сошлись все три стороны, никак не может принять решение о способе создания компании.
Вчера свою лепту в скандал внес глава Карелии Сергей Катанандов. На пресс-конференции в Санкт-Петербурге он выступил категорически против включения электростанций «Ленэнерго» в ТГК. «Наиболее эффективным было бы объединение мурманской и карельской энергосистем, которые обладают уникальными возможностями и замкнутыми мощностями», -- утверждает он. Тогда при объединении электростанций «Колэнерго» и «Карелэнерго» у последней в новой компании будет, исходя из мощностей энергосистем, отнюдь не 12%, как планируется в ТГК-1, а втрое больше. Но это противоречит логике РАО, которое собирается создавать крупных региональных игроков с высокой капитализацией, позволяющей им привлекать дешевые деньги для модернизации. Однако у губернатора свои аргументы: в Карелии достаточно низкие тарифы на энергию из-за высокой доли ГЭС в выработке, говорит г-н Катанандов. «Развивая генерирующие мощности с низкими тарифами, есть возможность развивать экономику республики», -- считает ее глава. А если идти по пути создания ТГК с электростанциями «Ленэнерго», то, не исключает он, в Карелии вырастут тарифы и возникнет дефицит мощности. Впрочем, если РАО даст письменные гарантии того, что этого не произойдет, г-н Катанандов обещает не препятствовать созданию компании.
Карельский глава не признается, как именно он будет мешать планам РАО, заверяя лишь, что «не станет выводить людей на улицы». «Без нас этого не сделают, -- заявил он, имея в виду создание ТГК. -- Будем вести переговоры и надеемся решить вопрос в этом году». Вместе с тем у республиканских властей нет ни малейшей возможности диктовать свои условия реформы: 100% акций «Карелэнерго» принадлежат РАО «ЕЭС», и холдинг, признается карельский руководитель, игнорирует требования республики. Впрочем, мурманский губернатор Юрий Евдокимов, которого г-н Катанандов вчера назвал своим единомышленником в этом вопросе, добился-таки от РАО, чтобы в ТГК не вошли две крупнейшие на Кольском полуострове ТЭЦ. Не исключено, что карельские власти своими заявлениями надеются подвигнуть РАО на достройку Белопорожской ГЭС (установленной мощностью 120 МВт), для чего, по оценке главы республики, нужно около 100 млн долларов.
Дмитрий АНДРЕЕВ, Санкт-Петербург