|
|
N°21, 09 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ФБР изучает обогреватель «Никала»
Саакашвили ищет замену Зурабу Жвании
Вчера в Тбилиси прибыли пять экспертов ФБР и подключились к расследованию последних грузинских событий. 3 февраля погибли 41-летний Зураб Жвания, премьер-министр Грузии, и 25-летний Рауль Юсупов, вице-губернатор Квемо-Картли. 1 февраля теракт в Гори унес жизни трех полицейских. Сотрудники ФБР уже помогали местным сыщикам проводить экспертизы после того, как в 2001 году в собственной квартире в Тбилиси был застрелен известный тележурналист Георгий Саная.
Американцы начали с проверки квартиры, которую, как утверждает следствие, Рауль Юсупов снимал на улице Сабурталинской. Сотрудники ФБР также проведут химическое и биологическое исследования проб крови погибших. Иранский газовый обогреватель «Никала», косвенный виновник трагедии (главная версия, что оба умерли от угара), демонтирован и также отправлен на экспертизу. Вчера прокуратура допросила представителя «Тбилгаза», чтобы узнать все о том, повышалось ли давление газа в нескольких зданиях по улице Сабурталинской в ночь трагедии. По сигналу обеспокоенных граждан аварийная служба временно перекрыла подачу газа, но вскоре возобновила ее.
Следствие все еще выясняет, кто звонил премьеру на мобильный незадолго до трагедии. Пока ничего подозрительного: глава кабинета общался с послом Грузии в США, генпрокурором, министром обороны, знакомыми. Уточняется, звонил ли Зурабу Жвании российский бизнесмен грузинского происхождения Леван Васадзе, находившийся в ту ночь в Бостоне.
Яшар Юсупов, отец Рауля Юсупова, заявил, что проведет собственное расследование, и хочет предложить семье Жвании присоединиться к нему. Юсуповы отвергают версию гибели Рауля в съемной квартире, о которой они никогда ничего не слышали, так как у него была своя.
Зураб Жвания, первый после "революции роз" грузинский премьер, не дожил до годовщины своего пребывания на этом посту две недели. В середине 1990-х должность премьера в Грузии упразднили, руководил исполнительной властью президент, а связующим звеном между ним и кабинетом был государственный министр, имевший высокие полномочия. Не исключено, что Грузия может вернуться к такой модели, поскольку после революции пост премьер-министра явно создавался под Жванию.
Сейчас в госканцелярии ведутся консультации вокруг назначения следующего премьера. Но политика калибра Жвании нет -- это признают все в Грузии. Значит, нужен «технический премьер», способный продолжить реформы и организовать работу правительства. В четверг истекает отведенная президенту конституцией неделя, в течение которой он должен определиться, кто возглавит кабинет.
Предположения звучат разные. В команде Жвании считают, что пост премьера должен получить кто-то из этого лагеря, скорее всего министр финансов Зураб Ногаидели, имеющий диплом физфака МГУ. Не исключено, что пост будет предложен госминистру по экономическим вопросам Кахе Бендукидзе. Парламентарий Коба Давиташвили считает, что премьером можно было бы назначить председателя парламента Нино Бурджанадзе или председателя Верховного суда Константина Кемулария (в 2004 году -- посол Грузии в России). Стали говорить и о кандидатуре нынешнего посла в России Валерия Чечелашвили.
В интервью «Времени новостей» лидер популярной оппозиционной партии лейбористов Шалва Нателашвили сообщил, что в целом ситуация подталкивает его партию начать весной массовые акции протеста с требованием проведения новых парламентских и президентских выборов. По словам г-на Нателашвили, «власти дискредитировали себя, управлять страной не могут, им не верит 90% граждан». «Что касается Жвании, то это было убийство», -- сказал Шалва Нателашвили.
Представитель президента Грузии Алана Гаглоева заявила журналистам, что консультации по кандидатуре премьера продолжаются, но затем загадочно добавила: «Ни одна кандидатура из тех, что упоминались в СМИ, не соответствует действительности».
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси