|
|
N°21, 09 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Туркменбаши перекрыл кран
"Газпром" не поддается на газовый шантаж
Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов объявил России газовую войну. Как стало известно «Времени новостей», «Туркменнефтегаз» с начала года не поставляет газ «Газпрому», требуя увеличения цены. Это прямое нарушение соглашения о 25-летнем сотрудничестве России и Туркменистана в газовой сфере, которое подписали в апреле 2003 года Владимир Путин и г-н Ниязов. Туркменский лидер подтвердил репутацию ненадежного партнера, проявив в очередной раз свою склонность к экономическому шантажу.
Как ни странно, до сих никаких попыток урегулировать ситуацию на высоком уровне не предпринималось. Визит главы «Газпрома» Алексея Миллера в Ашхабад в январе так и не состоялся. В «Газпроме» вчера наотрез отказались от комментариев. По всей видимости, руководство концерна еще не определилось с поведением в данной ситуации. Источник в правительстве России сообщил «Времени новостей», что в ближайшее время поездка г-на Миллера в Туркменистан все же состоится. Впрочем, вне зависимости от ее результатов стало понятно, что серьезная ставка на среднеазиатский газ в стратегии «Газпрома» оказалась слишком рискованной. Тем более что в ближайшие годы зависимость концерна от стабильности поставок из этого региона должна возрасти. Через два года подобный сбой может сказаться на способности «Газпрома» выполнять свои обязательства перед российскими потребителями.
Сведения «Времени новостей» подтверждаются статистикой. По данным Национального института госстатистики и информации Туркменистана, опубликованным на интернет-ресурсе Turkmenistan.ru, экспорт газа в январе составил 3,61 млрд кубометров, что на 23% меньше, чем в январе 2004 года (4,7 млрд). Из отправленного за рубеж объема 2,8 млрд кубометров закупил «Нафтогаз Украины», оставшиеся 790 млн кубометров были экспортированы в Иран. При этом добыча газа снизилась по сравнению с прошлогодней на 900 млн кубометров -- примерно столько должен был получить российский «Газэкспорт». Между тем, как видно, на Украину, которая согласилась на увеличение цены с 44 долл. за тысячу кубометров до 58 долл., туркменский газ поступает в соответствии с графиком.
Объемы поставок туркменского газа «Газпрому» до 2008 года зафиксированы непосредственно в межгосударственном соглашении. В 2005 году они должны составить 6--7 млрд кубометров, в 2006-м -- 10 млрд, в 2007-м -- 60--70 млрд, а с 2009 по 2028 год -- 80--90 млрд кубометров в год. Резкое увеличение через два года обусловлено окончанием пятилетнего соглашения Туркменистана с Украиной о поставках 36 млрд кубометров ежегодно -- эти объемы предполагается перенаправить российскому концерну. Реальный коммерческий контракт между «Газэкспортом» и «Туркменнефтегазом» подписан только до 2006 года включительно, цена газа в нем зафиксирована на уровне 44 долл. с оплатой 50% бартером (такие же условия до этого года были и для «Нафтогаза Украины»). С 2007 года «Газэкспорт» и «Туркменнефтегаз» должны были заключить 20-летний контракт с формулой цены, по которой еще предстоит договориться.
Однако Сапармурат Ниязов решил в конце прошлого года поднять цену на газ до 60 долл., а после отказа прекратил поставки. Глава «Нафтогаза Украины» Юрий Бойко, который рисковал оставить значительную часть Украины без газа, был вынужден поддаться шантажу и 3 января подписал новый контракт по новой цене -- 58 долл. Алексей Миллер в Ашхабад так и не поехал, а отгрузка туркменского газа «Газпрому» не возобновилась.
По информации источников «Времени новостей», знакомых с ситуацией, Туркменбаши намерен добиваться повышения цен для «Газпрома» в том же объеме, что и для Украины. В декабре и начале января представители «Газпрома» заявляли, что цена в контракте с Туркменистаном зафиксирована и пересмотру не подлежит, а за нарушение условий предусмотрены суровые санкции. Тем не менее пока «Газпром» не принял решения обратиться в международный арбитраж. Не исключено, что в Ашхабаде такое поведение трактуют как проявление неуверенности в собственных силах. Хотя в настоящий момент отсутствие туркменского газа не представляет проблемы для «Газпрома».
Сейчас новое украинское правительство пытается пересмотреть условия договора, подписанного г-ном Бойко. Министр экономики и по вопросам европейской интеграции Украины Сергей Терехин вчера заявил, что туркменская сторона настаивает на легитимности этого документа. «Они говорят: «Вы подписали». Мы говорим, что он (Юрий Бойко. -- Ред.) не имел полномочий. Нам говорят: «Все, кто едет, уполномочены. Хотите в суд -- нет вопросов, а мы до этого (решения суда. -- Ред.) закроем кран». Мы можем это выдержать, можем немного поерничать и закрыть трубу на транзит. Им тоже не закрыть заслонку. У них есть хранилища, но что они будут делать дальше, после их заполнения? России продавать по старым ценам? Тогда какая разница, кому продавать по старым ценам», -- цитирует г-на Терехина Интерфакс. Очевидно, что особых иллюзий по поводу изменения позиции Ашхабада в Киеве не питают.
Между тем на среднеазиатский и прежде всего туркменский газ в стратегии «Газпрома» сделана серьезная ставка. Подписание соглашений с Туркменистаном и Узбекистаном, а также партнерство с Казахстаном позволили руководству концерна сделать паузу в подготовке к освоению труднодоступных ресурсов Ямала. С действующей ресурсной базой у «Газпрома» начнется реальное падение добычи не позднее 2008 года. При том, что экспортные обязательства и внутренние потребности в газе будут расти. Выпадение из портфеля «Газпрома» туркменского газа может привести к реальному дефициту газа в России, так как экспортные обязательства должны выполняться в любом случае. К тому же «Газпрому» придется поддерживать снабжение газом Украины, которая является основным транзитным коридором для экспортных объемов.
Нельзя исключать, что проблемы, связанные с газовым сотрудничеством с Туркменистаном, гораздо глубже и серьезнее. До сих пор стороны не начали работать над проектом реконструкции и развития газопроводной системы Средняя Азия -- Центр, которая должна обеспечить выполнение обязательств сторон в рамках подписанного Путиным и Ниязовым соглашения. Ключевым условием разработки ТЭО проекта было предоставление Ашхабадом международного аудита своих запасов, подтверждающего возможности туркменской стороны поставлять необходимые объемы газа. Стороны должны были согласовать результаты аудита еще осенью, но это не сделано до сих пор.
Алексей ГРИВАЧ