|
|
N°20, 08 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Следователь стал свидетелем
Суд отказался рассматривать дело о хищении денег Сбербанка
Вчера так и не начался запланированный процесс по скандальному уголовному делу о хищение денег при возведении делового комплекса «Царев Сад» на Софийской набережной. По версии Главного следственного управления (ГСУ) при ГУВД Москвы, главной обвиняемой в аферах на 49 млн долл., выделенных столичным управлением Сбербанка, является глава финансово-строительной компании (ФСК) «Кейстоун» Елена Клименкова. Вчера должны были закончиться предварительные слушания по данному расследованию и начаться основная часть процесса. Однако Гагаринский суд Москвы неожиданно вернул уголовное дело в отношении Клименковой в Моспрокуратуру -- для устранения нарушений.
Финансово-строительная компания «Кейстоун» была создана в 1995 году, почти сразу ее возглавили предприниматели Геннадий Шульман и Елена Клименкова. ФСК с ходу заявила о себе как о крупном операторе на столичном строительном рынке. Одним из первых крупных проектов «Кейстоуна» стало строительство офисно-банковского центра на Большой Якиманке. Уже готовое здание компания из-за проблем с погашением кредитов долго не могла оформить в свою собственность, на ее счета даже одно время был наложен арест. В результате в новом центре «Кейстоун» открыл свой офис, а остальную площадь сдал в аренду.
Вскоре «Кейстоун» начал новую грандиозную стройку -- комплекса «Царев Сад» на Софийской набережной. Поскольку у ФСК были задолженности по возведению центра на Якиманке, непосредственно «Кейстоуну» деньги потенциальные кредиторы давать были не готовы, и тогда представители ФСК разработали специальную схему получения инвестиций. При участии руководителей «Кейстоуна» и ремонтно-строительного управления московского Сбербанка было создано ЗАО «ЛИНН». Именно оно официально было заявлено генеральным заказчиком по возведению «Царева Сада», и ему все тот же московский Сбербанк согласился открыть под проект кредитную линию на 150 млн долл. Причем, по данным следствия, в качестве гарантии кредитов был указан сам «Царев Сад», существовавший тогда только на бумаге. «Кейстоун» же в данном случае выступал лишь в роли генерального подрядчика и, следовательно, официально не мог напрямую получать деньги от Сбербанка.
В результате финансировалось строительство следующим образом. Фирмы-субподрядчики передавали платежки «Кейстоуну», тот отправлял их «ЛИНН», а расплачивался по ним московский Сбербанк. По мнению ГСУ и ГУБОП, часть средств, выделенных на «Царев Сад», просто расхищалась. Как выяснили оперативники, одни фирмы-субподрядчики вообще не проводили никаких работ, представляя к оплате липовые платежки, другие завышали стоимость своих услуг в десятки раз. По версии следствия, дальше деньги по липовым контрактам отправлялись на счета лихтенштейнской фирмы Crilly Anstalt (100% ее акций принадлежит Клименковой) в Ost-West Handelsbank. А оттуда миллионы уходили в банки США, Швейцарии, Германии и т.д. Всего, как считают в ГСУ, таким образом, было похищено 49 млн долларов.
Когда ГСУ и ГУБОП начали расследование, московское управление Сбербанка было расформировано. Весной 2002 года Клименкову арестовали (Геннадий Шульман умер в 2001 году). Бизнесвумен больше двух лет знакомилась с материалами дела, и в марте прошлого года оно было передано в суд. Вчера судья Эдуард Чувашов отправил дело на устранение нарушений в Моспрокуратуру. «Несмотря на возражения прокурора, Эдуард Чувашов посчитал, что дело содержит препятствия в рассмотрение судом, -- заявил нам адвокат г-жи Клименковой Геннадий Григорьев -- В свое время суд ограничил Клименкову в сроках ознакомления с материалами дела. Следователь ГСУ Иванов, который и занимался расследованием, должен был вынести соответствующее постановление и ознакомить с ним моего клиента. Однако он этого не сделал и сразу направил обвинительное заключение на утверждение в Моспрокуратуру. Судья Чувашов счел это существенным нарушением. Более того, в деле были неверно указаны паспортные данные обвиняемой. Прокуратура, утверждая дело, тоже допустила ряд нарушений. Все это было отмечено г-ном Чувашовым. Сегодня на суде допросили следователя Иванова, и больше он не сможет заниматься этим уголовным делом, поскольку стал свидетелем по нему. Поэтому кто будет устранять нарушения, пока неясно. По новому УПК на устранение нарушений у следствия есть пять суток, однако сделать это за столь короткий срок маловероятно. Я думаю, что прокуратура обжалует сегодняшнее решение г-на Чувашова в Мосгорсуде и таким образом попытаться выиграть дополнительное время».
Александр ШВАРЕВ