|
|
N°21, 09 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Планирование мечты
Владимирской области помогает наличие оборонных предприятий и мешает близость к Москве
Казалось бы, не так давно -- еще каких-то лет шесть-семь назад -- никто в России не осмеливался делать мало-мальски достоверные прогнозы даже на год вперед. Сегодня ситуация изменилась. Среднесрочное планирование стало нормой. Трехлетней программой развития теперь мало кого удивишь. Постепенно приходит понимание, что возможно -- более того, необходимо -- долгосрочное стратегическое планирование. На пять, десять и более лет. Причем речь идет не только о федеральных программах, но и о стратегиях развития российских регионов.
Во Владимирской области достаточно давно поняли необходимость создания долгосрочной программы развития. В регионе практически отсутствуют полезные ископаемые, основу экономики составляют предприятия машиностроения и ВПК. Лишних ресурсов нет. Поэтому развиваться область может, лишь сконцентрировав усилия на самых эффективных направлениях. Их выявление и стало первой частью стратегии развития. Работа над долгосрочной экономической программой в регионе началась еще в 2002 году. Курировал ее губернатор Владимирской области Николай Виноградов.
«Губернатор настаивал, что стратегия должна разрабатываться не чиновниками, -- рассказал "Времени новостей" один из местных экспертов. -- Проще всего было бы собрать руководителей подразделений, раздать задания, назначить срок. Но идея г-на Виноградова состояла в том, чтобы привлечь к написанию как можно более широкий круг людей -- ученых и специалистов из местных вузов и институтов, предпринимателей, представителей общественных организаций, малых городов, региональных и местных властей, депутатов. Именно поэтому работа шла так долго. Зато удалось свести воедино точки зрения практически всех социально активных слоев населения».
Еще одной особенностью документа стало то, что он разрабатывался «снизу вверх». Иными словами, сначала создавались планы долгосрочного развития муниципальных образований, и лишь затем началось их объединение в единую стратегию.
«Проект разработки стратегии развития всех муниципальных образований, который реализуется на территории Владимирской области, можно назвать уникальным», -- сказал "Времени новостей" начальник экономического управления областной администрации Валерий Кретинин. Явным преимуществом такого подхода стали быстрые конкретные результаты. «Один из главных результатов разработки стратегий -- заметный рост инвестиций в области. Они ведь не с неба падают. Деньги дают под те реальные проекты, которые разработали муниципальные образования. В результате уже в первом полугодии 2004 года размер инвестиций превысил уровень всего 2003 года», -- говорит директор Агентства муниципального развития Александр Илларионов.
Параллельно велась работа по созданию концепций развития важнейших отраслей региональной экономики. Так, в ноябре прошлого года постановлением губернатора области Николая Виноградова утверждена Стратегия развития строительного комплекса региона до 2010 года. За семь лет планируется практически удвоить объемы жилищного строительства (с 279 тыс. квадратных метров в 2003 году до 550 тыс. в 2010-м). План реальный: в том же 2003-м рост в этой сфере превысил 10%. Теперь строителям достаточно лишь удержать достигнутые темпы.
В концепции развития строительства просчитано буквально все: начиная от роста выпуска щебня и гравия, снижения материалоемкости строительной продукции и заканчивая подготовкой кадров для отрасли (число рабочих мест в строительном комплексе к 2010 году должно вырасти на 6 тыс. человек).
Создание отраслевых стратегий и стратегий развития муниципальных образований позволило перейти к формированию концепции долгосрочного -- до 2015 года -- развития всей области. Выделены конкурентные преимущества региона. Среди них -- высокие темпы экономического роста, достигнутые в последние годы (если в 1999 году валовой региональный продукт составлял чуть больше 26,2 млрд руб., то в 2003 году он вырос почти втрое -- до 61,3 млрд руб.); высокий научно-технический потенциал области, являющейся одним из центров оборонной промышленности; притягательность региона для отечественных и зарубежных туристов; политическая стабильность.
Выявил анализ и негативные стороны существующего положения. Среди них, как ни странно, оказалась... близость к столице. Москва, где уровень зарплат значительно выше, чем в остальной России, буквально как пылесос втягивает в себя лучшие трудовые ресурсы -- юристов, врачей, строителей. Благо от Владимира до столицы всего 180 километров, а из ближайших к Москве районов области -- и вовсе 100. В результате многие, особенно молодые люди, просто уезжают. А кто-то, оставаясь жить на малой родине, каждый день ездит в Москву на работу. В результате в некоторых сферах (например, в медицине, где зарплаты традиционно низкие) в области наблюдается настоящий кадровый голод.
Впрочем, на столицу во Владимирской области стараются не оглядываться. Если будет развиваться местная экономика, начнут расти зарплаты, появятся новые рабочие места -- тогда и уезжать меньше станут. Поэтому областной администрации нужно думать не о том, как перегнать соседей, а о том, чтобы стало лучше в самой области. Вот это и будет настоящий результат. А долгосрочная стратегия развития -- необходимый шаг к его достижению.
Андрей МАТВЕЕВ, Владимир