|
|
N°20, 08 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Широка польская колея
Общая дорога Москвы и Варшавы
Пассажиры, пересекающие на поезде границу в Бресте и более двух часов дожидающиеся смены колесных пар в соответствии с шириной колеи, вряд ли знают, что в Польше существует почти 400-километровый участок широкого пути. Он ведет с Украины в небольшой городок с семитысячным населением Славкув на Силезской возвышенности.
Эта ветка была построена в советские времена для доставки руды на металлургический комбинат в Катовице и экспорта польской серы в СССР. Но сотрудничество в рамках СЭВ распалось, сама эта организация прекратила существование. Однако сейчас вынашивается идея превратить Славкув в международный центр логистики, который стал бы крупнейшим евротерминалом для транзитного обслуживания грузов между Западной Европой и Дальним Востоком через Транссибирскую магистраль.
На днях в Славкуве, в канун заседания российско-польского комитета по делам транспорта, побывали руководители транспортных министерств России и Польши. Они подготовили проект меморандума о соглашении по евротерминалу. Как заметил «Времени новостей» замминистра транспорта России Александр Мишарин, «товарооборот между Россией и Польшей возрос и достиг 9 млрд долл. в год. Это требует развития транспортной сети и упрощения процедур при пересечении границы». По словам г-на Мишарина, «центр в Славкуве рассматривается как единый проект сухого транзитного порта, включающий железнодорожную структуру и терминал. Осуществлять проект будет совместная управляющая компания. Мы исходим из того, чтобы там обслуживались до 200 тысяч контейнеров в год».
Главный козырь проекта -- время. Например, товары из Китая могут быть доставлены в Славкув в течение двух недель. Морским путем -- в два-три раза дольше. Транспортировка грузов морем из южнокорейского Пусана в европейские морские порты длится в среднем месяц, а по Транссибирской магистрали из Японии, Кореи и Китая -- менее трех недель. По оценке специалистов, на перевозке одного контейнера по железной дороге да еще с применением широкого пути можно будет сэкономить до 150 долл. Замминистра инфраструктуры Польши Ян Курыльчик заметил «ВН», что обеспечение рентабельности евротерминала в Славкуве невозможно без сотрудничества с российскими партнерами: все-таки тысячи километров пути проходят через российскую территорию.
Евротерминалу в Славкуве дан зеленый свет, но не исключено, что россиянам снова придется услышать предостережения о «политическом риске». По этой причине в свое время ЛУКОЙЛ не допустили в польский энергетический сектор. В печати уже появились сомнения относительно подчинения «польского широкого пути» российско-польской компании.
Валерий МАСТЕРОВ, собкор «Московских новостей» в Варшаве, -- для «Времени новостей»