|
|
N°20, 08 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шиитский тупик
Борьба за власть в Ираке на фоне новых взрывов
Парламентские выборы, прошедшие 30 января, не принесли стабильности Ираку. Вчера смертник взорвал себя перед главным госпиталем города Мосул. Погибли 12 полицейских, ожидавших неподалеку выдачи зарплаты, четверо получили ранения. Накануне взрыва американские военные задержали в городе 22 подозрительных лица. Ответственность за взрыв взяла на себя (через Интернет) группировка Абу Мусаба аз-Заркави, главы "Аль-Каиды" в Ираке. При этом в субботу командующий спецподразделениями МВД Ирака генерал Рашид Сулейх заявил, что "круг вокруг террориста номер один сужается с каждым днем".
Вчера же заминированная машина со смертником за рулем взорвалась в городе Баакуба, к северу от Багдада, у въезда в штаб-квартиру полиции. Убито 15 полицейских, ранено 17. Дезертирство в иракской армии стало, как передает Иракское агентство новостей, серьезной проблемой. Особенно это касается суннитских провинций и города Мосул на севере.
Потери несут и американцы. Вчера погиб один, двое ранено в патрульном джипе к югу от Багдада. В пятницу и субботу погибли еще трое. С начала военной операции в марте 2003 года США потеряли 1444 своих солдата.
Продолжаются и похищения. Идет торг за жизнь 56-летней итальянской журналистки Джулианы Сгрены, захваченной неизвестными в пятницу, и четырех египтян, сотрудников телекоммуникационной компании, пропавших в воскресенье. В субботу неизвестные захватили в Багдаде представителя христианской общины Ирака Минаса аль-Юсуфи.
Министр обороны США Дональд Рамсфелд не нашел ничего лучшего, как объяснить неудачи в Ираке позицией соседней Сирии. "В Сирии находятся члены партии Баас из Ирака -- родственники тех людей, которые устраивают беспорядки и мятеж, -- заявил он вчера. -- Миллионы долларов иракских активов находятся в Сирии. Иракское правительство потребовало их выдачи, им нужны эти деньги, но Сирия их удерживает".
Хотя одна из жительниц Багдада, родившая 30 января девочку, и назвала ее Интихабат (по-арабски -- "выборы") в честь исторического события, но итоги выборов в переходную Национальную ассамблею (парламент) не внушают оптимизма. Живущие в Багдаде иракцы сообщили «Времени новостей», что чиновники заставляли подчиненных идти на выборы, грозя увольнением и лишением продовольственных карточек.
Парламентское большинство должно выбрать нового премьера. Иракские политики уже переругались между собой. Предварительные результаты выборов показывают, что лидируют религиозные шииты из «Объединенной иракской коалиции». Обеспокоенный этим Дональд Рамсфелд уже заявил, что выбор Ираком иранской, то есть религиозной модели государственного устройства был бы "ужасной ошибкой". Словно в ответ на это известный религиозный деятель Ирака шиит Али Систани заявил, что нельзя превращать его страну в светское государство.
На пост премьера в Ираке претендуют шестеро политиков, из них пятеро шиитов (составляют две трети населения), один курд. Среди претендентов -- ни одного суннита, хотя во времена Саддама Хусейна эта группа населения (треть 25-миллионного Ирака) имела негласные привилегии.
Претенденты на пост премьера из шиитов: нынешний премьер Айад Алляви («Национальное согласие»), ученый-ядерщик Хусейн аш-Шахристани ("Объединенная иракская коалиция"), министр финансов Адиль Абдель-Махди («Высший совет исламской революции»), Ибрагим аль-Джаафари (лидер партии «Иракский призыв»), Ахмад Чалаби ("Иракский национальный конгресс", его позиции слабы). От курдов выдвигается лидер «Патриотического союза Курдистана» Джаляль Талабани, которого поддержал влиятельный курд Масуд Барзани из Демпартии Курдистана.
Активность иракских курдов вызывает опасения в соседней Турции, где собственные курды требуют большей самостоятельности. В выходные об этом с турецким руководством беседовала в Анкаре госсекретарь США Кондолиза Райс. По данным турецкой газеты «Новая Анатолия», Анкара против того, чтобы иракские курды получили контроль еще и над нефтяным городом Киркук на севере Ирака. Турки напоминают, что в том районе живут не только курды, но и арабы, и туркманы (по разным данным, от трети миллиона до миллиона человек). В обмен на это Анкара готова не противодействовать стремлению курдских лидеров Ирака занять посты в иракском руководстве.
Валентина КУЛЯБИНА, Елена СУПОНИНА