Время новостей
     N°20, 08 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  08.02.2005
Банкомат Калашникова
Басаеву и Масхадову не дадут кредитных карточек Внешторгбанка
В начале шестого года контртеррористической операции в Чечне ее участники по обе стороны «линии фронта» ведут себя так, будто каждый из них находится внутри своей собственной виртуальной реальности. Сразу после того, как двое лидеров чеченского подполья -- Шамиль Басаев и Аслан Масхадов -- объявили каждый о своем варианте перемирия с федералами, федералы усомнились в самом факте их существования. Живого Басаева при этом показали по телевизору, правда, в Англии, а Аслан Масхадов дал интервью российской газете "Коммерсант". Он в свою очередь не уверен, достоверно ли информируют Владимира Путина о происходящем в Чечне.

Кстати, целый ряд собеседников «Времени новостей», в разное время лично знавших Шамиля Басаева, уже несколько лет сомневаются в том, что бородатое лицо, время от времени мелькающее на телеэкране, принадлежит их знакомцу. На уровне информагентств очередной диспут о жизни и смерти террориста номер один возник в минувшую пятницу, за несколько часов до трансляции в Великобритании по частному телеканалу его скандального интервью. Записано оно было, судя по всему, уже после бесланской трагедии в сентябре прошлого года. Никаких внятных доказательств басаевской смерти пока не последовало, поэтому новость о ней выглядит скорее как слегка неуклюжая попытка минимизировать эффект от интервью.

Сам Басаев на сообщение о собственной смерти не отреагировал. Правда, за день до этого на сайтах боевиков в Интернете вывесили его приказ, в котором он присоединился к перемирию, объявленному так называемым командованием вооруженных сил Ичкерии во главе с Асланом Масхадовым.

Перемирие в варианте Масхадова -- это одностороннее прекращение огня и приостановка всех наступательных операций на территории Чечни и по всей России с 1 по 28 февраля. В интервью, переданном газете в письменном виде через европейского полпреда лидера сепаратистов -- Умара Хамбиева, Масхадов подтверждает, что это жест доброй воли. И сетует на отсутствие международных наблюдателей, которые могли бы «осуществить мониторинг прекращения огня». Умар Хамбиев, к слову, приходится братом бывшему министру обороны в правительстве Аслана Масхадова, Магомеду Хамбиеву, который в марте прошлого года сдался властям после задержания нескольких его родственников. По данным ряда правозащитных организаций, в настоящее время такие задержания коснулись и семьи Масхадова. Сам он, однако, отверг версию о том, что перемирие связано с заботой о судьбе родственников.

Перемирие по-басаевски имеет менее обширные пределы. Эмир так называемого батальона смертников «Рийядус Салихьийн» разъяснил своим боевикам, к примеру, что прекращение огня не распространяется на федеральные разведгруппы, работающие в горнолесистой части Чечни. А сбивать, по Басаеву, нельзя только те самолеты и вертолеты, которые летают над основными транспортными артериями.

Аслан Масхадов назван в басаевском приказе главнокомандующим. Но сам главнокомандующий поясняет, что Шамиль Басаев еще со времен захвата Театрального центра на Дубровке в октябре 2002 года в структуру вооруженных сил Ичкерии не входит и потому ему не подчиняется. На вопрос о возможной смерти боевика глава сепаратистов ответил расплывчато -- в том духе, что это не первая басаевская "смерть" за последние пять--шесть лет. С точки зрения Масхадова, Басаев скорее жив: глава Ичкерии даже собирается выдать его международному трибуналу. Но только после завершения войны.

Федеральное командование и законные гражданские власти в Чечне эти мирные инициативы и самих лидеров боевиков воспринимают как фикцию. Президент Чечни Алу Алханов, уже несколько дней находящийся в Москве, видимо, полагает, что война если не завершилась, то вот-вот завершится, и тратит свое время на сугубо мирные встречи. На прошлой неделе он повидался с руководством «Роснефти» и «Газпрома». С обеими компаниями чеченское правительство намерено в ближайшее время заключить договоры о сотрудничестве (если они, конечно, не сольются в одну). С «Газпромом», в частности, обсуждается вопрос выплаты долга региона, который к настоящему времени составляет 5,5 млрд руб. После встречи с главой "Газпрома" Алексеем Миллером чеченский руководитель высказал благородное намерение покончить с «иждивенческой политикой» -- надо полагать, долг республика намерена вернуть. А вчера г-н Алханов торжественно подписал соглашение о сотрудничестве с Внешторгбанком.

Председатель правления банка Андрей Костин сказал, что у руководства ВТБ есть гражданская позиция в связи с происходящим в Чечне. Но работу свою в республике оно, руководство, рассматривает исключительно как бизнес. А возможен он, бизнес, исключительно благодаря вниманию государственной власти к этому региону. Внешторгбанк собирается открыть два новых офиса в Гудермесе и Урус-Мартане, чтобы было удобнее обслуживать функционирующие в Чечне компании и работать со средствами госбюджета. ВТБ собирается предоставить правительству Чечни 70-миллионный кредит для завода по производству металлопластиковых труб, а также участвовать в программах по восстановлению жилья и даже развивать ипотечное кредитование.

Но журналисты, приглашенные на церемонию подписания соглашения, все же испортили мирное настроение г-на Алханова и снова стали спрашивать его о судьбе Шамиля Басаева. Президент сказал, что не располагает доказательствами жизни или смерти последнего. Тогда его попросили прокомментировать намерение Аслана Масхадова выдать террориста номер один международной юстиции. «Как же он его выдаст, если он умер?» -- отшутился г-н Алханов. С его точки зрения, ни живого, ни мертвого Басаева Масхадов выдавать не станет. «Но для банковского бизнеса все это не имеет значения», -- заключил он, словно убеждая г-на Костина в правильности его гражданской позиции. А премьер Чечни Сергей Абрамов как-то некстати уточнил: «Во всяком случае, кредитных карточек Внешторгбанка они не получат».

Иван СУХОВ