|
|
N°19, 07 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Грузинский реквием
К власти в Тбилиси идут агрессивные политики
Вчера Грузия простилась с Зурабом Жванией. Его похоронили в Пантеоне выдающихся общественных деятелей и писателей в Дидубийском районе Тбилиси. Могила Зураба Жвании будет 101-й по счету. По официальной версии, 41-летний премьер-министр погиб в четверг от отравления угарным газом.
В эти дни в Тбилиси установилась непривычно снежная и холодная погода, но поток политиков и рядовых граждан сначала к скромной квартире матери погибшего, затем к величественному собору Святой Троицы был нескончаемым. Накануне в селе Караджалы Телавского района Восточной Грузии похоронили погибшего вместе с премьером заместителя губернатора региона Квемо Картли 25-летнего Рауля Юсупова. Следствие утверждает, что трагедия произошла в съемной квартире г-на Юсупова на Сабурталинской улице, 53-а исключительно из-за смонтированного с нарушением правил безопасности иранского обогревателя.
На траурную церемонию в Тбилиси своих представителей прислали 14 стран. Азербайджан -- премьер-министра, Чехия -- министра иностранных дел, Армения -- вице-спикера парламента, Франция -- госминистра по внешней политике. Правительство Голландии (напомним, что супруга Михаила Саакашвили -- гражданка этой страны) прислало в Тбилиси на похороны премьера тысячу роз.
Россия направила министра транспорта Игоря Левитина, который вместе с покойным сопредседательствовал в межправительственной экономической комиссии. Российский посол Владимир Чхиквишвили заявил журналистам, что смерть премьера затронет и двусторонние связи: «Я считаю, что это будет достаточно сложный период для грузино-российских отношений, так как Зураб Виссарионович играл в них очень позитивную роль».
Делегацию США возглавлял председатель сенатского комитета по иностранным делам Ричард Лугар, который вместе с Зурабом Жванией 6 декабря в Вашингтоне получил премию Аверелла Гарримана за вклад в развитие демократии. «США будут сотрудничать с грузинским руководством и продолжать помогать Грузии в проведении тех реформ, которым Зураб Жвания посвятил свою жизнь», -- отметил сенатор на пресс-конференции в Тбилиси. Ричард Лугар вспомнил знаменитую фразу Зураба Жвании: «Я грузин, значит, я европеец», -- произнесенную в Страсбурге в 1999 году, когда Грузию принимали в Совет Европы. День смерти премьера «войдет в историю Грузии под названием «темная ночь», нам всем будет не хватать Зураба Жвании», -- патетически изрек сенатор.
Госминистр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава заметил «Времени новостей», что «гибель Зураба Жвании -- это удар по государственности страны, так как премьер был одним из столпов этой государственности». По данным грузинских СМИ, наиболее вероятным претендентом на пост премьера является министр обороны Ираклий Окруашвили. После «революции роз» он занимал посты генпрокурора и министра внутренних дел, прославившись сериями громких арестов. Есть и более умеренные кандидаты: госминистр по экономическим реформам Каха Бендукидзе (хотя сам российский олигарх к этим предположениям относится скептически) и мэр Тбилиси Зураб Чиаберашвили. Конституция дает президенту на выбор нового премьера неделю.
Известный политолог Рамаз Климиашвили высказал «Времени новостей» свой взгляд на ситуацию в стране: «Я советую Михаилу Саакашвили отменить пост премьер-министра и вернуться к прежней модели, когда президент руководил и исполнительной властью, -- так было при Эдуарде Шеварднадзе. В окружении нынешнего президента, к сожалению, есть немало настроенных ко всему агрессивно и не разбирающихся в политике людей, поэтому опасно, если им будет предоставлена возможность возглавить правительство. Михаил Саакашвили должен понимать: таких, как Зураб Жвания, больше нет. Другие на этом посту многое могут испортить, в том числе и грузино-российским отношениям навредить. Ведь с тем же Зурабом Жванией был связан приток российских капиталов в последнее время. Он все делал настолько хорошо, что за это его и убили. Да, я именно так считаю и не боюсь этого говорить: убили! Все вокруг меня говорят, что это произошло не в той квартире..."
Зураб Жвания был слишком значимой фигурой, чтобы общество смогло воспринять его смерть как продолжение бытовых трагедий в грузинских домах, где за последние три года из-за газовых обогревателей погибли 45 человек. В тбилисских газетах пишут, что власти имеют съемные квартиры для проведения конспиративных встреч, и требуют прояснить, не входило ли в их число помещение на улице Сабурталинской. «Ахали версиа» («Новая версия») констатирует, что президент Грузии Михаил Саакашвили и Зураб Жвания «так и не смогли упорядочить отношения своих команд». Издание отмечает, что «регулярно несколько представителей из окружения Михаила Саакашвили поставляли президенту компромат на Зураба Жванию и его сторонников, так как не могли смириться с сильными позициями премьера».
«Я хочу узнать правду, так как мой сын явно умер не в той квартире, -- заявил в эфире тбилисской телекомпании «Мзе» («Солнце») отец Рауля Юсупова Яшар. -- Я не успокоюсь, пока не узнаю правду. Я похороню сына и поеду в Тбилиси, чтобы обсудить все с родными Зураба Жвании». В семье Юсупова утверждают, что Рауль, его супруга и полуторагодовалый сын проживали последние пять лет в собственной квартире в Тбилиси, и у них не было никакой нужды тайно снимать еще одно жилище. Соседи Рауля Юсупова подтверждают, что едва ли не каждый день видели его в Варкетильском районе столицы, который удален от места трагедии примерно на 15 километров.
Криминалист Майя Николеишвили, возглавлявшая прежде лабораторию судебно-медицинской экспертизы Грузии, ныне наиболее востребована СМИ как оппонент официальному следствию. Она подчеркивает, что глава МВД Иванэ Мерабишвили уже через несколько часов после смерти премьера, до начала расследования, заявил, что это был несчастный случай: «Это заявление можно рассматривать как попытку придания следствию определенного направления». В интервью газете «Алиа» г-жа Николеишвили отмечает, что сначала заявлялось о наличии в организме погибших 10% карбоксин-гемоглобина, выделяемого при отравлении угарным газом, спустя несколько часов -- 40%. Смертельным же является показатель 60%. На следующий день после трагедии эксперты заявили, что в крови Зураба Жвании этот показатель равен 60,6%, Рауля Юсупова -- 73,9%.
Эксперт допускает, что, возможно, Жвания и Юсупов были отравлены в другом месте и потом перевезены в квартиру на улице Сабурталинской: «Мы не получили ответа на важнейший вопрос: было ли место обнаружения трупов местом их смерти». Представители «Тбилгаза» утверждают, что утечка из неправильно смонтированного обогревателя могла усыпить несчастных в течение 10--15 минут. «Но неужели Жвания и Юсупов не чувствовали ничего неприятного, -- недоумевает Майя Николеишвили. -- Неужели погибшие молчали, не общались, неужели кому-то из них не стало не по себе раньше, чем другому?»
Непонятно также, куда делась в ту страшную ночь армия телохранителей г-на Жвании. Жители ул. Сабурталинской не видели никаких машин сопровождения. Есть сведения, что сам премьер распорядился оставаться только водителю и одному телохранителю. Сейчас генпрокуратура ведет допрос охранников. Газета «Резонанси» многозначительно напоминает, что за два дня до трагедии в Тбилиси в результате теракта в городе Гори погибли трое полицейских, и меры предосторожности в стране были усилены. На этом фоне ослабление контроля за премьером было по меньшей мере нелогично.
Техническую помощь в расследовании Грузии предложила Россия, но власти предпочли отправить материалы для биохимической экспертизы в Федеральное бюро расследований США. «Я по собственному опыту могу сказать, что имею некоторые сомнения в компетентности специалистов ФБР. Для этого мне достаточно привести в пример дело об убийстве тележурналиста Георгия Санаи в 2001 году. Тогда помощь ФБР нам ничего не дала», -- заявила Майя Николеишвили.
Спустя сутки после трагедии на улице Сабурталинской покончил с собой сотрудник администрации президента, член комиссии по помилованию, 32-летний Георгий Хелашвили. В предсмертной записке он просил простить его. Газ тут тоже ни при чем: самоубийца зашел к соседям и попросил ружье якобы для охоты, после чего застрелился в своей квартире. Источники «ВН» в правоохранительных органах уверены, что причиной стало депрессивное состояние, в которое несчастный впал достаточно давно. И общество, судя по всему, готово принять эту версию.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси