|
|
N°19, 07 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Человек приходит как хозяин
Сергей Богданчиков посетил Нефтеюганск
Глава «Роснефти» Сергей Богданчиков наконец посетил столицу купленного в конце прошлого года его компанией «Юганскнефтегаза». По дороге из Японии в Москву президент госхолдинга побывал в Южно-Сахалинске, Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, и в пятницу вечером добрался до Нефтеюганска, где в субботу провел рабочее совещание и встретился с местной администрацией. Очевидно, что пока «Роснефть» к выделению «Юганскнефтегаза» из своего состава не готовится, несмотря на постоянно звучащие заявления о скором слиянии с «Газпромом».
Предполагалось, что г-н Богданчиков посетит Нефтеюганск еще 18 января, однако в последний момент визит без объяснения причин был отложен. Правда, глава компании все же провел в тот день селекторное совещание, где наметил планы работы предприятия в этом году, в частности пятипроцентный рост добычи. Но своими глазами г-ну Богданчикову довелось увидеть бывшую вотчину ЮКОСа только теперь. По словам представителей «Роснефти», он провел еще одно производственное совещание, о результатах которого пока не сообщается.
Зато на пресс-конференции после совещания глава холдинга сообщил очередную версию того, где «Роснефть» смогла раздобыть деньги, чтобы расплатиться за «Юганскнефтегаз». Средства, как заявил г-н Богданчиков, «были получены от консорциума российских банков». «Кроме того, мы продали часть своих активов», -- добавил он.
Еще в конце прошлого года «Роснефть» объявила, что за 1,7 млрд долл. продала «Газпрому», несмотря на планы по слиянию, свои доли в проектах по освоению Арктического шельфа в Баренцевом и Печорском морях. Какие конкретно банки предоставили остальные средства, г-н Богданчиков говорить не стал. «Я не могу ответить на этот вопрос, потому что мы с банками подписывали соглашение о неразглашении этой информации», подчеркнув, что «иностранные банки к финансированию покупки «Юганскнефтегаза» не привлекались». Таким образом, роль в этой сделке китайских банков, о которых говорил на прошлой неделе министр финансов Алексей Кудрин, остается туманной.
Чтобы расплатиться с долгами, компания может продать долю в «Юганскнефтегазе». Ранее уже сообщалось, что индийская Oil & Natural Gas Corporation (ONGC) готова заплатить 2 млрд долл. за 15% предприятия, но в «Роснефти» заявляли, что не ведут переговоры на эту тему. Однако в субботу г-н Богданчиков сообщил: «Предложения от индийской компании в адрес «Роснефти» (относительно приобретения доли «Юганскнефтегаза». -- Ред.) поступали», и добавил, что сейчас они изучаются.
Но окончательно расставаться с «Юганскнефтегазом» в «Роснефти», судя по всему, не хотят. Хотя министр промышленности и энергетики Виктор Христенко заявлял, что «Юганскнефтегаз» будет выделен из состава госкомпании, чтобы продолжить ее слияние с «Газпромом». Однако пока этого не происходит. Как отметил г-н Богданчиков, «это (слияние. -- Ред.) обмен активами, а все операции с активами осуществляет собственник, менеджмент компании даже не вовлечен в эту работу». Интересно, что г-н Христенко придерживается другой точки зрения. «Государство -- собственник акций «Роснефти», а не имущества, которое находится у нее. Поэтому «Роснефть» готовит предложения, на которые потом, если потребуется, будет реакция государства», -- отметил он в конце января.
Впрочем, судьба сделки по объединению активов «Газпрома» и «Роснефти» во многом зависит от вердикта американского суда по делу ЮКОСа. Если суд на слушаниях, назначенных на 16--17 февраля, решит не принимать к рассмотрению иск ЮКОСа, юридические риски, связанные с приобретением «Юганскнефтегаза», существенно снизятся.
А пока г-н Богданчиков продолжает строить самостоятельную компанию. Прилетев в Хабаровск, г-н Богданчиков встретился с губернатором края Виктором Ишаевым и сообщил, что «Роснефть» больше не заинтересована в строительстве газопровода Сахалин -- Комсомольск-на-Амуре -- Хабаровск. «Несколько лет назад «Роснефть» была другой, и поскольку мы не имели доступа к новым активам, к новым запасам, мы принимали решение о диверсификации деятельности нашей компании, пытаясь зарабатывать деньги в смежных отраслях -- добыче угля, участием в трубопроводных проектах. Сегодня ситуация изменилась. Количество и качество запасов в компании таково, что участие в строительстве газопровода для нас невыгодно». Г-н Богданчиков добавил, что направил в «Газпром» предложение войти в проект строительства трубопровода. Правда, в самом газовом холдинге все еще надеются на предстоящее слияние.
Денис РЕБРОВ