Время новостей
     N°19, 07 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  07.02.2005
Лица российской национальности
Некоторое время "еврейского вопроса" в России как бы не было. Из политического сознания представителей власти, равно как из бытового сознания масс, евреев в последнее десятилетие прошлого века у нас прочно вытеснили другие народы. На время евреем в России был назначен чеченец. Беда в том, что сам этот пещерный национализм никуда не делся и по-прежнему присутствует даже в высших эшелонах власти. Причем используется властью в сугубо прикладных политических целях.

Латентный антисемитизм, наиболее укорененный еще со времен Российской империи вид национализма, дал о себе знать в самое неподходящее для российских властей время. Как раз накануне печальных торжеств по случаю 60-летия освобождения узников одной из страшнейших фабрик уничтожения людей в "промышленных масштабах" -- концлагеря Освенцим. 19 депутатов Госдумы направили в Генпрокуратуру откровенный донос с требованием возбудить уголовное дело о "запрете в России всех религиозных и национальных еврейских объединений и организаций как экстремистских".

В результате, выступая в Освенциме, президент России вынужден был публично повиниться за отечественных антисемитов: "Даже в нашей стране, которая больше всех сделала для спасения еврейского народа... к сожалению, мы иногда видим проявление этих болезней. И мне стыдно за это". Кстати, слова "мне стыдно" президент России произнес вообще впервые за все время своего правления. Хотя поводы были.

Генпрокурор Устинов, ведомству которого был адресован спешно отозванный запрос (видимо, команда из Кремля на сей счет все-таки последовала -- и в данном случае это была бы совершенно правильная команда), выступая в Думе, призвал не устраивать дискуссию по "еврейскому вопросу". Тем не менее "Единая Россия" воспользовалась ситуацией и решила принять на пленарном заседании нижней палаты заявление с осуждением коллег-антисемитов. Благо все они принадлежат к парламентской оппозиции -- фракциям КПРФ и "Родина", которые в последнее время раздухарились на фоне протестов населения против монетизации льгот. А заодно и против самой "Единой России".

При этом, памятуя о словах президента и генпрокурора, "Единая Россия" решила заклеймить коллег осторожно, без обсуждения, то есть заявление принять, а дискуссий не устраивать. В результате вся эта история закончилась форменным фарсом. Депутат Митрофанов от ЛДПР требовал обсудить на заседании парламента столь приятную его "патриотическому" сердцу тему. Депутатка-коммунистка Тамара Плетнева вспомнила песню Лолиты Милявской, где якобы есть строчка "Выйду замуж за еврея, он же не виноват, что всех умнее". И добавила, что это (видимо, творчество Лолиты) провоцирует "еврейская олигархическая верхушка". Предложив пункт заявления единороссов о недопустимости в России антисемитизма дополнить словами "и сионизма". Единороссы на это не пошли. Видимо, вспомнили, что в конце прошлого года на итоговой пресс-конференции глава государства сам случайно спутал "сионистов" с "антисемитами".

Вся эта "случайная" история на самом деле, увы, не случайна. Ведь даже высокие чины в правоохранительных органах сплошь и рядом пользуются совершенно недопустимой, по сути фашистской конструкцией "лица кавказской национальности". Идея происков "мировой закулисы" с преобладанием в этой "закулисе" людей определенной национальности очень популярна в той самой спецслужбе, выходцы из которой сейчас управляют страной. И уж точно никто из высокопоставленных политиков не произносит слов "российская нация", имея в виду каждого россиянина.

"Еврейский вопрос" в России сейчас действительно не самое главное проявление ксенофобии. Но сама ксенофобия не исчезнет до тех пор, пока все политики в стране, несмотря на свои убеждения, не станут воспринимать всех без исключения людей, живущих в России, как единый народ. Как одну нацию. И война в Чечне закончится не раньше того момента, как власть и общество признают в чеченцах россиян.

Гадкое письмо 19 депутатов Госдумы выражало точку зрения, которая до сих пор существует во власти и в обществе. Точку зрения, которой в приличной стране у людей, занимающихся политикой, быть не должно.

Семен Новопрудский