|
|
N°121, 11 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Волшебник из Иркутска
Виталий Машицкий перепродал половину «Сиданко»
Предприниматель из Иркутска Виталий Машицкий продал нефтяным компаниям ЮКОС и «Альянс» два нефтеперерабатывающих завода и около 700 бензоколонок на Дальнем Востоке.
«Это чудо, а я волшебник», -- подвел на этой неделе итоги операции сам г-н Машицкий.
В ноябре 1999 года, когда принадлежащая Машицкому московская компания РИНКО купила убыточные дальневосточные активы у нефтяного холдинга «Сиданко», аналитики называли предпринимателя безумцем. И радовались за «Сиданко», сумевшую сбыть неликвид.
«Мы покупали так называемый «восточный блок» «Сиданко» вместе с «Альянсом», который тогда возглавлял покойный Зия Бажаев», -- поделился воспоминаниями с газетой «Время новостей» первый вице-президент РИНКО Валерий Краснов.
Из-за гибели Бажаева в авиакатастрофе проект сотрудничества РИНКО и «Альянса» остался нереализованным. «Из уважения к памяти Бажаева мы решили выполнить наши устные договоренности и продали «Альянсу» Хабаровский НПЗ и четыре сбытовых предприятия в Приморском и Хабаровском краях, Амурской области и на Сахалине», -- сказал Краснов. Он отказался раскрыть детали сделки, сославшись на коммерческую тайну. По его словам, «Альянс» участвовал деньгами в покупке активов «Сиданко».
«Мы погасили долг «Сиданко» перед РИНКО в размере 43 млн долл. плюс набежавшие проценты плюс немного наличности, так что покупка контрольных пакетов акций двух заводов и около десятка «сбытов» обошлась нам в несколько десятков миллионов долларов», -- рассказал г-н Машицкий. Он не раскрыл размер суммы, вырученной на перепродаже активов. «Мы покрыли свои расходы и получили премию», -- скромно пояснил он.
Еще перед заключением сделки с «Сиданко» в октябре 1999 года РИНКО подписала соглашение с ЮКОСом о поставках нефти на Ангарский нефтехимический комбинат. «ЮКОС поставил жесткие условия, выполнив которые, мы могли рассчитывать на сотрудничество, -- сказал г-н Машицкий. -- Это были нереальные условия, никто не верил, что мы это сделаем. Во многом нам помог иркутский губернатор Борис Говорин».
В марте 2000 года РИНКО вывела АНХК из состояния банкротства: коммерческие долги комбината рассрочены на 15 лет с первой выплатой в 2005 году, а долги перед федеральным бюджетом -- на 6 лет. На сегодня общая сумма долгов АНХК составляет 7,5 млрд руб. Кроме того, РИНКО вывела часть убыточных предприятий из состава ОАО «АНХК».
«Мы хотели управлять АНХК вместе с ЮКОСом, но это оказалось невозможным из-за разных подходов к ведению бизнеса. В итоге было принято решение продать ЮКОСу контрольные пакеты акций АНХК и пяти сбытовых предприятий в Иркутской, Читинской областях и Бурятии», -- сказал г-н Машицкий.
В пресс-службе ЮКОСа подтвердили, что техническое оформление сделки завершается. А в пресс-службе «Альянса» сообщили, что информация РИНКО достоверна.
Виталий Машицкий заявляет, что у РИНКО почти не осталось нефтяных активов. «Все, что мы купили у «Сиданко», продали», -- утверждает он. Тем не менее РИНКО пока еще владеет 8,4% акций компании «РУСИА Петролеум», для которых подыскивается покупатель. «Есть интерес со стороны ТНК, ЮКОСа, ВР, «Интерроса» и одного международного инвестиционного фонда. Весь вопрос в цене. Нас устраивает не менее 8 долл. за акцию», -- говорит г-н Машицкий.
Хотя главную перспективу РИНКО ее руководство связывает с лесной промышленностью и деятельностью иркутской «Сибмикс Интернешнл», не исключено появление новых нефтяных проектов. «Вместе с ЮКОСом мы рассчитываем на участие в разработке Верхнечонского месторождения, лицензия на которое сейчас принадлежит «РУСИА Петролеум», -- сказал г-н Краснов.
Олег ЧЕРНИЦКИЙ, Ангарск