Время новостей
     N°18, 04 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.02.2005
Начальника «России» опять нашли в Петербурге
Второй пилот стал последним директором государственной авиакомпании
Правительство России назначило малоизвестного питерского пилота генеральным директором Государственной транспортной компании (ГТК) "Россия", специализирующейся на перевозке высших должностных лиц страны. Многие блистательные административные карьеры в советской и российской гражданской авиации начинались именно с должностей (в том числе и более скромных) в «придворной» авиакомпании. Однако Сергею Михальченко подобный взлет не гарантирован. Дело в том, что перед ним поставлена задача перевести ГТК из разряда «придворных» компаний в «обычные», а затем и вовсе ее ликвидировать.

Предыдущий гендиректор «России» Николай Шипиль покинул ее весной 2004 года в связи с назначением его на должность руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ). С тех пор обязанности главы компании исполнял первый замгендиректора ГТК "Россия" Андрей Тюрин.

Сергей Михальченко в «России» раньше не работал. После окончания в 1989 году Кировоградского высшего летного училище гражданской авиации он поступил на работу в Ленинградский объединенный авиаотряд (ныне -- авиапредприятие «Пулково»). Там он проработал вторым пилотом до 2003 года. В прошлом году он возглавил ЗАО «Авиационная компания Russair». Эта компания, базирующаяся в Санкт-Петербурге, занимается продажей легких (на четыре--восемь пассажиров) вертолетов производства западных фирм Eurocopter и Robinson, а также обеспечением сопутствующего сервиса. На российском рынке с учетом таможенных пошлин такие машины стоят порядка 500 тыс. долл. В прошлом году коммерческий директор Russair Игорь Решетников рассказал одному питерскому изданию, что в год его компания продает до трех вертолетов. Из чего несложно сделать вывод о скромных масштабах бизнеса, возглавлявшегося г-ном Михальченко. Но новом месте работы он должен будет командовать полетами 40 магистральных воздушных судов, в том числе двух президентских бортов Ил-96. Постоянными клиентами г-на Михальченко кроме президента страны «по должности» будут председатель правительства, главы обеих палат Федерального Собрания и министр иностранных дел России.

В прошлом случалось, что человек, занятый перевозкой таких людей, сам со временем становился министром. Наиболее известный в отрасли пример -- это личный пилот Леонида Брежнева Борис Бугаев, который проработал министром гражданской авиации СССР 17 лет (1970--1987). Карьерный рост предыдущего гендиректора ГТК «Россия» Николая Шипиля также укладывается в эту схему. Однако новому гендиректору ГТК будет труднее «зарекомендовать себя», так как возить президента ему осталось совсем недолго.

29 декабря прошлого года премьер Фрадков подписал постановление, определяющее схему объединения ГТК с другой государственной авиакомпанией -- «Пулково» (принципиальное решение об их слиянии было еще в августе того года закреплено указом Владимира Путина).

Согласно распоряжению Михаила Фрадкова обе объединяемые компании должны быть предварительно разделены. Из «Пулково» будет выделен одноименный аэропортовый комплекс, до сих пор входящий в компанию на правах структурного подразделения. А из «России» будет изъято «имущество, предназначенное для обеспечения авиационных перевозок» президента и других высших чиновников. По оценкам экспертов, таким образом флот ГТК может потерять до 30 из имеющихся в нем сейчас 40 самолетов.

Это имущество будет передано управлению делами президента (которое сейчас курирует деятельность ГТК). А сильно уменьшившаяся «Россия» будет передана в ведение ФАВТ для объединения с урезанным «Пулково». В результате должна появиться базирующаяся в Санкт-Петербурге авиакомпания, способная бороться за звание второго по величине авиаперевозчика страны. Ее соперниками в этой борьбе обещают стать новосибирская «Сибирь» и альянс компаний, формирующийся сейчас под эгидой красноярской «Красэйр». Место лидера национальной гражданской авиации в обозримой перспективе сохранит за собой «Аэрофлот».

Главной задачей бывшего второго пилота Сергея Михальченко теперь будет привести «Россию» в «Пулково». В постановлении правительства от 29 декабря 2004 года срок исполнения этой задачи не назван, однако ожидается, что объединение произойдет в этом году.

Михаил КУКУШКИН