Время новостей
     N°18, 04 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.02.2005
Лидер "партии мира"
Для Южной Осетии гибель Зураба Жвании стала большой потерей
В Абхазии и Южной Осетии -- двух непризнанных республиках, которые не признают суверенитета Грузии на своей территории, -- трагическую гибель грузинского премьера Зураба Жвании восприняли по-разному.

Избранный президент Абхазии Сергей Багапш в беседе с корреспондентами российских информагентств выразил соболезнования грузинскому народу, но предположил, что на отношениях Сухуми и Тбилиси гибель премьера никак не скажется. «Не будет никакого влияния, его и не может быть», -- сказал г-н Багапш. Один из его ближайших сподвижников по предвыборной борьбе политолог Леонид Лакербая пояснил корреспонденту «Времени новостей», что Зураб Жвания не имел непосредственного отношения к урегулированию грузино-абхазских отношений, хоть и обладал репутацией представителя так называемой «партии мира» в грузинской политике. «Но едва ли его смерть как-то изменит ситуацию на границе», -- сказал г-н Лакербая.

Экс-министр внутренних дел Абхазии Александр Анкваб, который после инаугурации Сергея Багапша скорее всего возглавит республиканский кабинет министров, сказал «Времени новостей», что не склонен слишком серьезно воспринимать мирные предложения грузинской стороны. Комментировать кончину Зураба Жвании он отказался, уточнив, что выдвигать версии его гибели -- дело грузинских правоохранительных органов, «которые достаточно компетентны».

Отказались разговаривать о вероятных версиях гибели Зураба Жвании и собеседники «Времени новостей» в Южной Осетии -- хотя они, очевидно, гораздо сильнее взволнованы случившимся. «Зураб Виссарионович всегда относился к тем немногим людям в грузинском правительстве, которые выступают за исключительно мирное разрешение грузино-осетинского конфликта, -- сказал «Времени новостей» югоосетинский министр по особым делам и сопредседатель смешанной контрольной комиссии с югоосетинской стороны Борис Чочиев. -- Мы очень хотели бы надеяться, что смерть г-на Жвании не отразится на ситуации в зоне конфликта. Дальнейшие перспективы во многом зависят от того, кто станет преемником г-на Жвании на посту премьер-министра. И особенно от того, в каких отношениях этот преемник будет с Георгием Хаиндравой (сопредседатель смешанной контрольной комиссии по урегулированию конфликта с грузинской стороны. -- Ред.). Г-н Хаиндрава тоже является противником военного решения, и в своей работе он во многом опирался именно на Зураба Виссарионовича».

Именно Зураб Жвания в ноябре прошлого года лично встретился в Сочи с президентом Южной Осетии Эдуардом Кокойты и подписал протокол о выводе всех избыточных формирований из зоны конфликта. По некоторым данным, встреча эта прошла при молчаливом неодобрении президента Грузии Михаила Саакашвили -- по крайней мере он никак ее не комментировал. Тем не менее, хотя вопрос о статусе Южной Осетии в Сочи не затрагивался, саму встречу и в Тбилиси, и в Цхинвали многие восприняли как прорыв.

«Требования, включенные в ноябрьский протокол, исполнялись, хотя грузинские силовики пытались этому препятствовать, -- сказал «Времени новостей» Борис Чочиев. -- В связи с этим я 18 декабря обратился к Зурабу Виссарионовичу с предложением о встрече. 21 декабря он дал согласие, и 23-го мы в присутствии Георгия Хаиндравы встретились в Тбилиси и сняли все вопросы». Уже в январе личное вмешательство г-на Жвании позволило разрешить острую ситуацию с «разменом» лиц, подвергшихся задержанию на грузинской и югоосетинской территориях. «Через 40 минут после взрыва в Гори 1 февраля грузинские силовики нашли там осетинский след, -- рассказывает г-н Чочиев. -- Но Зураб Виссарионович сразу же выступил и предостерег от подобных провокаций. Об этом же он говорил вечером в среду, буквально за несколько часов до своей гибели».

Иван СУХОВ