Время новостей
     N°18, 04 февраля 2005 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.02.2005
Внешторгбанк приземлился в Шереметьево
Он намерен войти в капитал управляющей компании нового аэропорта
Международный аэропорт Шереметьево (МАШ) нашел нового партнера для строительства терминала «Шереметьево-3» в лице правительственного Внешторгбанка (ВТБ). ВТБ, как рассказал вчера его президент -- председатель правления Андрей Костин, собирается профинансировать проект, стоимость которого оценивается в 350--400 млн долл., а взамен получить блокирующий пакет акций управляющей компании нового аэропорта.

Г-н Костин и первый замгендиректора аэропорта Сергей Недорослев вчера подписали соглашение о сотрудничестве и рассказали журналистам о своих планах. Предполагается, что ВТБ будет обслуживать пассажиров Шереметьево, держать счета компании, кредитовать ее сотрудников и реализовывать для них зарплатные проекты. Но самое главное, соглашение предусматривает финансирование «программ развития» МАШ, «в том числе по проектам увеличения транспортной доступности» Шереметьево. Как дал понять г-н Костин, речь идет и о строительстве аэропорта нового поколения.

Идея возведения третьего пассажирского терминала на территории Шереметьево несколько лет обсуждается чиновниками, крупным бизнесом и «Аэрофлотом» (когда-то проект планировали осуществить к концу 2005 года). В прошлом году участвовать в строительстве собиралась компания «Альфа-Шереметьево» (структура «Альфа-Групп»), победившая в государственном конкурсе на право управлять аэропортом, однако правительство фактически аннулировало результаты тендера, и Михаил Фридман остался за бортом проекта. Между тем в конце января совет директоров «Аэрофлота» одобрил участие в проекте со стороны аэропорта и передачу МАШ 25% плюс одной акции в компании по созданию и управлению «Шереметьево-3» (эту компанию под названием «Терминал» авиаперевозчик зарегистрировал еще в 2003 году). Согласно плану «Аэрофлота», в капитал «Терминала» также могут войти сторонние инвесторы -- международный оператор и некоторые российские банки. Кстати, в сентябре 2003 года г-н Костин говорил, что ВТБ рассматривает возможность своего участия в проектах аэропорта Шереметьево, но «в основном не как инвестор, а как организатор финансирования».

Вчера же глава ВТБ заявил, что «финансирование -- не вопрос для «Шереметьево-3»: 350--400 млн долл. могут предоставить как сам ВТБ или синдикат банков, так и «иностранные банки под наши (ВТБ. -- Ред.) гарантии». Возможно, что ВТБ будет «финансовым советником» аэропорта в реализации проекта. Но при этом доля банка в «Терминале» может составить от 25 до 49%. Интересно, что сам аэропорт, по словам Сергея Недорослева, также намерен «договариваться (с «Аэрофлотом». -- Ред.) о получении опциона еще на 26% акций» «Терминала», т. е. о возможности получить контрольный пакет, что само по себе ограничивает масштабы участия других инвесторов.

Руководитель пресс-службы «Аэрофлота» Ирина Данненберг заявила вчера газете «Время новостей»: «Намерение ВТБ стать соучредителем «Терминала» не противоречит планам компании». Однако условия сделки -- предмет будущих переговоров, ведь до сих пор «Аэрофлот» не вел даже предварительных консультаций по этому поводу ни с одним банком. «Переговоры о продаже акций «Терминала» имели место только с ОАО «Международный аэропорт Шереметьево», и они еще не завершены», -- отмечает г-жа Данненберг. А совладелец Национальной резервной корпорации (контролирует около 30% акций «Аэрофлота») и депутат Госдумы Александр Лебедев считает, что «все-таки это не очень хорошо, когда банк и компания, на 100% принадлежащие государству, заключают подобные соглашения без тендера». Даже если госкомпания выбирает, кто будет обеспечивать банковское обслуживание пассажиров, необходим конкурс, уверен г-н Лебедев, напоминая, что заявку на финансирование «Шереметьево-3» подавал и Сбербанк: «Мы будем настаивать на проведение тендера». Что касается НРК, то, по словам г-на Лебедева, она присутствует в этом проекте исключительно как акционер «Аэрофлота» и этим ограничится.

Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ, Михаил КУКУШКИН